рабочаяя программа по информатики 8-9 класс в соответствии с ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 7-9 класса

г. Комсомольск-на-Амуре
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» предназначена для учащихся 7-9
класса МОУ СОШ №32.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и
требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. В
ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря
2010 г. № 1897 в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31 декабря 2015 г. №
1577);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказом
Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря
2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, приказом
Минобрнауки России от 29 декабря 2016 года № 1677, приказом Минобрнауки от 08 июня 2017 года
№ 535, приказом Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581, приказом Минобрнауки от 05 июля
2017 года № 629);
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования;
5. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81
«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
7. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №32;
8. Учебного плана МОУ СОШ №32;
9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного
стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
10. Примерной программы основного общего образования по учебным предметам.
Информатика и ИКТ 7-9 классы;
11. Авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (Информатика. Программы для
общеобразовательных организаций: 5–9 классы. Учебное издание / Автор-составитель: Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015)
Преподавание курса ориентировано на использование учебного-методического комплекта, в
который входят:
• Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы/ Босова Л. Л., Босова А. Ю., М.:
Бином,2014
• Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н.
Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
• Информатика: учебник для 7 класса / Босова Л. Л., Босова А. Ю., М.: Бином,2015;
• Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Босова Л. Л., Босова А. Ю., М.: Бином,2014;
• Информатика: учебник для 8 класса / Босова Л. Л., Босова А. Ю., М.: Бином,2015;
• Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса / Босова Л. Л., Босова А. Ю., М.: Бином,2014;
• Информатика: учебник для 9 класса / Босова Л. Л., Босова А. Ю., М.: Бином,2015;
2

•
•

Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса / Босова Л. Л., Босова А. Ю., М.: Бином,2014;
Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. /Босова Л.Л., Босова А.Ю., М.: Бином,
2013.
• Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»/Босова Л.Л., Босова А.Ю.
• Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»/Босова Л.Л., Босова А.Ю.
• Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»/Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебнометодический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как
в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения, предмет информатика изучается в 7,
8, 9 классах по 1 часу в неделю в каждом классе. Всего 104 часа. В том числе в VII классе – 35
учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1
учебный час в неделю и IX классе – 34 учебных часа из расчета 1 учебного часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в
системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся
на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают
информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на
основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие
обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные
основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования
средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности
выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с
этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса,
последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как
можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий
для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств
информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред.
Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к
технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи
изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на
компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов
(текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической
информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К
этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном
представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические
таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого
уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной
школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок3

схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается
компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного
моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но
переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи
коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать
информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои
действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25
мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов –
интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного
содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Цели изучения Информатики
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами
ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.

Планируемые метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Они отражают овладение универсальными
учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно–
следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
4

•

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
• принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
• выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
• ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
• делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
5

• оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
изучения информатики в основной школе отражают:
Математические основы информатики
Выпускник научится:
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи
данных;
• кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал
связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
• определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и
кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
• определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице
равномерного кода;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное
число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в
двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
• записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и
скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения
истинности входящих в него элементарных высказываний;
• определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых
множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути),
деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент,
предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина
«матрица смежности» не обязательно);
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
• использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики,
диаграммы)
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их
анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной
моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
• узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий
только два символа, например, 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и
робототехнических системах;
• познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных
объектов и процессов;
6

•

ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
• узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче
информации
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
• составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
• выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
• определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных
задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
• определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
• использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные
алгоритмы);
• составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере;
• использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а
также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
• анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при
заданном множестве исходных значений;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения
и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
• создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
• познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные
системы, движущиеся модели и др.);
• познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и
разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять,
архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
• разбираться в иерархической структуре файловой системы;
• осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
• использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и
упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
• использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию;
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
7

•

проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в
данном курсе и во всем образовательном процессе):
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы
с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры,
текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари,
электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
• приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
• основами соблюдения норм информационной этики и права;
• познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
• узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
• узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
• практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения
(редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном
мире;
• познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между
компьютерами, с методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация,
подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи);
познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример:
сравнение данных из разных источников);
• узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные
стандарты;
• узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
• получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
• получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве
и в научных исследованиях.
• осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
• узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение
нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме
практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований
СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и
практикумов– интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного
содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов.
Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования
средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю
работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться
в течение нескольких недель.

8

Содержание учебного курса
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется
информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и структурирования
информации, способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных; представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в
современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции
информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; навыков
и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и
в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
7 класс
1. Информация и информационные процессы (8 часов)
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации.
Основные виды информационных процессов. Примеры информационных процессов в системах
различной природы, их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации,
Качественные и количественные характеристики современных носителей информации. Передача
информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Обработка информации.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления
информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование
информации. Универсальность дискретного кодирования. Двоичный код. Размер сообщения как
мера содержащейся в нем информации. Подходы к измерению количества информации. Единицы
измерения количества информации.
Практическая деятельность:
• кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
• определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью
двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
• определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов
алфавита заданной мощности;
• оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт);
• осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по
одному признаку);
• сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные
объекты и ссылки на них;
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные
компоненты персонального компьютера, их функции и основные характеристики. Состав и
функции программного обеспечения. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Файл.
Типы файлов. Каталог (папка). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно – графической форме.
Архивирование и разархивирование данных. Гигиенические, технические и эргономические
условия безопасной эксплуатации компьютера.
Практическая деятельность:
• соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
• получать информацию о характеристиках компьютера;
• работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню,
обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать
на диалоговые окна);
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного
клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
9

•
•
•
•
•

изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
выполнять основные операции с файлами и папками;
оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
упорядочивать информацию в личной папке;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера,
видеокамера);
• использовать программы-архиваторы;
• соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности
и гигиены при работе со средствами ИКТ.
3. Обработка графической информации (4 часа)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета.
Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы
графических файлов.
Практическая деятельность:
• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического
редактора;
• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического
редактора.
• создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными
фрагментами;
• определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
4. Обработка текстовой информации (9 часов)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).
Технология создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование
текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Включение в текстовый
документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание
ссылок. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей.
Нумерация страниц. Колонтитулы.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Юникод.
Практическая деятельность:
• создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
• выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
• осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
• оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру
и цвету, к выравниванию текста;
• создавать и форматировать списки;
• создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
• вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
• создавать гипертекстовые документы;
• переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного
перевода;
• сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
• выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы
(Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
5. Мультимедиа (4 часа)
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие
мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и
видеоизображения. Композиция и монтаж.
10

Практическая деятельность:
• создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой
содержат тексты, звуки, графические изображения;
• записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и
частотой дискретизации);
• монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего
программного обеспечения.
6. Повторение (2 часа)
8 класс
1. Математические основы информатики (12 часов)
Понятия о позиционных и непозиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел.
Перевод целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в
десятичную. Двоичная арифметика.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с
данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Практическая деятельность:
• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в
двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
• выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
• строить таблицы истинности для логических выражений;
• вычислять истинностное значение логического выражения.
2. Основы алгоритмизации (10 часов)
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при
заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический
язык. Учебные исполнители Робот, Удвоитель. Линейные программы. Алгоритмические
конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины.
Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые и логические. Переменные и
константы.
Практическая деятельность:
• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
• преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего строки символов;
• составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
• составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
• составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
3. Начала программирования (10 часов)
Системы программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура
программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод,
присваивание, ветвление и цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде
программирования Паскаль.
Практическая деятельность:
• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;
• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических
операций;
11

• разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
4. Повторение (2 часа),
9 класс
1. Моделирование и формализация (8 часов)
Понятия натуральной и информационной моделей. Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица, график, диаграмма, чертеж, граф, дерево, список и другое) и их
назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в
практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей
при решении научно – технических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы сними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка
данных.
Практическая деятельность:
• строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы,
схемы, блок-схемы алгоритмов);
• преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте информации;
• исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной
задачей;
• работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
• создавать однотабличные базы данных;
• осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
• осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на
подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
Практическая деятельность:
• разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
• разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
• нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
• подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
• нахождение суммы всех элементов массива;
• нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
• сортировка элементов массива и пр.
3. Обработка числовой информации (6 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочении) данных.
Практическая деятельность:
• создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;
• строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
4. Коммуникационные технологии (10 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации.
Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технология создания сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Социальная информатика. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и
обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности
12

полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и
услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные
сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.
Практическая деятельность:
•
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
•
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по
каналу связи с известными характеристиками;
•
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций;
•
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные
объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
•
проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических
соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
5. Повторение (1 часа)

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Метод проектов считается одной из личностно ориентированных технологий обучения,
объединяющий в себе поисковые, групповые, исследовательские методы, а также проблемный
подход. Его используют как компонент системы образования наряду с систематическим
предметным обучением. Проектное обучение – это подготовка среды для образования, которая
направлена на решение учащимися учебных задач с условием независимого накопления
информации по имеющимся признакам, обязательного пояснения и регулирования дальнейшей
результативной деятельности учащихся, оценки себя и презентации результатов. При этом обучение
имеет огромный личностный смысл, благодаря чему повышается мотивация обучения.
Метод проектов формирует у учащихся ответственность за его решения, в случае
коллективного проекта умение взаимодействовать в группе, способность анализировать свою
деятельность и ее результат. У учащихся вырабатывается способность описывать процесс своей
деятельности, использовать полученные знания в практике, а также формируется проектное
мышление и проектная культура школьников.
Учащиеся 7-8 классов работают над проектами по выбору. Защита проектов осуществляется
на школьной научно-практической конференции. Учащиеся 9 классов выполняют итоговые
проекты в соответствии с положением МОУ СОШ №32 о проектной деятельности учащихся
учащиеся.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и
итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуально-групповой работы,
фронтального опроса, тестов и компьютерного практикума в форме практических работ и
практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы или тестирования или выполнения практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного курса в форме контрольного
тестирования.
Программой предусмотрено проведение: количество проверочных работ - 12.
При выставлении оценок за тесты желательно придерживаться следующих общепринятых
соотношений:
13

50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
В качестве текущего тематического контроля предусмотрены тесты на 10-25 мин. в течение
урока. Итоговые работы проводятся продолжительностью 1 учебный час.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (15-20
мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов (в
несколько уроков) – интегрированных практических работ, ориентированных на получение
целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При
выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного
материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего,
подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и
коммуникационных технологий) включается в домашнюю работу учащихся или проектную
деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Оценка практических работ
Оценка «5»
•
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий;
•
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
•
соблюдает правила техники безопасности;
•
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
•
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более
одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
•
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы;
•
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
•
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных
выводов;
•
работа проводилась неправильно.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
•
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных
понятий;
•
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
•
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить
знания в новой ситуации;
•
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса
информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без
использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации,
без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при
изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
•
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
•
•
•

14

умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов;
•
допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
•
•

Перечень средств икт, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
•
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация
современного
компьютера
обеспечивает
учащемуся
мультимедиа-возможности:
видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
•
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.;
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в
работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.
•
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися
или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого
формата.
•
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ
к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими
школами.
•
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой
информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
•
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами
двигательного характера, например, с ДЦП.
•
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность
непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В
комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
•
Операционная система.
•
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
•
Антивирусная программа.
•
Программа-архиватор.
•
Клавиатурный тренажер.
•
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
•
Звуковой редактор.
•
Простая система управления базами данных.
•
Простая геоинформационная система.
•
Система автоматизированного проектирования.
•
Виртуальные компьютерные лаборатории.
•
Программа-переводчик.
•
Система оптического распознавания текста.
•
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
•
Система программирования.
•
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
15

•
•
•

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Web-страниц.

Темы проектов по информатике
7 класс
1. Internet – игрушка, помощник или враг?
2. MS PowerPoint – область применения и скрытые возможности.
3. Алгоритм – модель деятельности.
4. Аппаратные и программные средства для разработки презентаций.
5. Безопасный Интернет дома.
6. Будущее компьютеров
7. Виды информационных технологий.
8. Визитная карточка.
9. Влияние компьютера на здоровье человека.
10. Возможности и перспективы развития компьютерной графики.
11. Война ПК и книги.
12. Выбери ПК.
13. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
14. Дисплеи, их эволюция, направления развития.
15. Жизненный цикл программных систем.
16. Зрительные иллюзии.
17. Измерение информации.
18. Информационно-комуникационные технологии в киноиндустрии. Создание фильма
«Аватар».
19. Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
20. История Операционных Систем для персонального компьютера (сравнение старых и новых
версий).
21. История хранения информации
22. Как стать WEB-дизайнером.
23. Как украсть информацию?
24. Клавиатура. История развития.
25. Клиентские программы для работы с электронной почтой. Особенности их использования и
конфигурирования.
26. Компьютерная графика.
27. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.
28. Компьютерный сленг.
29. Кто владеет информацией, тот владеет миром.
30. Лучшие информационные ресурсы мира.
31. Мир компьютерного дизайна
32. Мои любимые компьютерные программы
33. Мультимедиасистемы. Компьютер и видео.
34. Мультимедиасистемы. Компьютер и музыка.
35. О гиперссылке.
36. Образовательные ресурсы сети Internet.
37. Досуговые ресурсы сети Internet.
38. Полезные программы для Вашего компьютера.
39. Разнообразные способы кодирования информации.
40. Роль компьютерных игр в жизни учащихся.
41. Россия и Интернет
42. Современные накопители информации, используемые в вычислительной технике.
43. Дисплеи, их эволюция, направления развития.
44. Печатающие устройства, их эволюция, направления развития.
16

45. Сканеры и программная поддержка их работы.
46. Средства ввода и вывода звуковой информации.
47. История формирования всемирной сети Internet. Современная статистика Internet.
48. Структура Internet. Руководящие органы и стандарты Internet.
49. Каналы связи и способы доступа в Internet.
50. Модемы и протоколы обмена.
51. Оборудование и цифровые технологии доступа в Internet.
52. Создание анимации» (на свободную тему) в программе Macromedia Flash
53. Создание стиля оформления доклада
54. Технологии в облаках.
55. Технология обработки текстовой информации.
56. Файлы и файловая система
57. Хранение информации
58. Двоичное кодирование информации.
59. Эволюция ЭВМ
60. Электронные учебники по выбранным темам.
61. Язык компьютера и человека.
8 класс
1. 3D - моделирование.
2. Вирусы и борьба с ними.
3. Где и как можно использовать роботов?
4. Информационное общество
5. Информация в живой и неживой природе.
6. Использование компьютерных технологий при изучении английского языка.
7. История компьютерного пиратства и систем защиты информации.
8. Как возникли различные системы счисления.
9. Как кодируется графическое изображение.
10. Как устроен Интернет?
Кибернетика - наука об управлении.
11. Компьютеризация 21 века. Перспективы.
12. История развития операционной системы WINDOWS.
13. Микропроцессоры, история создания, использование в современной технике.
14. Популярные антивирусные программные средства.
15. Правила этикета при работе с компьютерной сетью.
16. Применение в цифровой электронике двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
систем счисления.
17. Распознавание текста и системы компьютерного перевода.
18. Самые популярные онлайн-игры.
19. Современные накопители информации, используемые в вычислительной технике.
20. Создание искусственного интеллекта как искусственного разума: миф или реальность?
21. Социальные сети в жизни учащихся нашей школы.
22. Спам и защита от него.
23. Техника безопасности при работе с ПК 30 лет назад и сейчас.
24. Шифрование информации.
25. Языки программирования – история их создания, использования, дальнейшего развития
9 класс
1. Авторское право и Internet.
2. Векторные графические редакторы.
3. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного
видеомонтажа».
4. Интернет-зависимость – проблема современного общества.
5. Информационный бизнес.
6. Искусственный интеллект и ЭВМ.
17

7. Киберпреступность.
8. Кодирование и обработка звуковой информации.
9. Компьютер внутри нас. (какие информационные процессы происходят внутри человека,
(безусловный рефлекс, ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации)
10. Мировые информационные войны.
11. Обучающие системы. Средства создания электронных учебников.
12. О программах-браузерах в Интернете.
13. О программах-поисковиках в Интернете.
14. Обучающие системы.Средства создания систем диагностики и контроля знаний.
15. Пакет MathCad.
16. Развитие программных средств математических вычислений от Eureka до Mathematica.
17. Информационные справочные системы в человеческом обществе.
18. Информационные поисковые системы в человеческом обществе.
19. Базы данных и Интернет.
20. Геоинформационные системы.
21. Докомпьютерная история развития вычислительной техники.
22. Вклад Ч.Бэббиджа в разработку принципов функционирования автоматических цифровых
вычислительных машин.
23. Работы Дж. Фон Неймана по теории вычислительных машин.
24. История создания и развития ЭВМ 1-го поколения.
25. История создания и развития ЭВМ 2-го поколения.
26. История создания и развития ЭВМ 3-го поколения.
27. История создания и развития ЭВМ 4-го поколения.
28. Микропроцессоры, история создания, использование в современной технике.
29. Персональные ЭВМ, история создания, место в современном мире.
30. Супер-ЭВМ, назначение, возможности, принципы построения.
31. Проект ЭВМ 5-го поколения: замысел и реальность.
32. Многопроцессорные ЭВМ и распараллеливание программ.
33. Интерактивные элементы Web-страниц и скрипты.
34. Поисковые сайты и технологии поиска информации в Internet.
35. Электронная коммерция и реклама в сети Internet.
36. Молодёжный компьютерный сленг
37. Операционная система. Принципы и задачи.
38. Организация данных
39. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
40. Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете.
41. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
42. Растровые графические редакторы.
43. Системы управления распределенными базами данных. ORACLE и другие.
44. Сравнение мобильных операционных систем iOS и Android.
45. Сетевые и телекоммуникационные сервисные программы.
46. Системы компьютерной алгебры.
47. Арифметические действия в позиционных системах счисления.
48. Вывод признаков делимости в различных системах счисления.
49. Двоичная система счисления.
50. Действия над числами в различных системах счисления.
51. Древние системы счисления
52. Из истории систем счисления.
53. История систем счисления.
54. Недесятичные системы счисления.
55. От обыкновенных дробей к двоичным.
56. Позиционные системы счисления.
57. Представление чисел с помощью систем счисления.
18

58. Признаки делимости в разных системах счисления.
59. Римская система счисления.
60. Системы счисления.
61. Системы счисления Древнего мира.
62. Способы представления чисел в различных системах счисления.
63. Я моделирую ЭВМ в троичной системе счисления.
64. Абак и его разновидности.
65. Архитектура ЭВМ «по фон Нейману».
66. Библиотеки OpenGL и DirectX: история и перспективы.
67. Вычислительные средства прошлых лет.
68. История Интернета.
69. История развития вычислительной техники.
70. История системы счисления и развитие вычислительных машин.
71. Кто изобрел арифмометр
72. От счета на пальцах до персонального компьютера.
73. Первые электронно-вычислительные машины.
74. Соробан - любимые счеты японцев.
75. Токарный станок или механический компьютер.
76. Что такое перфокарты?
77. Антивирусы. Анализ антивирусов.
78. Влияние компьютера на психику детей.
79. Использование bat-файлов для ликвидации последствий вредоносных программ.
80. Компьютер и его воздействие на поведение, психологию человека.
81. Компьютерные вирусы.
82. Кибер преступность.
83. Лучшие информационные ресурсы мира.
84. Информационное общество.
85. Мир без Интернета
86. Методы обработки и передачи информации
87. Шифрование информации»
88. Операционная система. Принципы и задачи
89. Техника безопасности при работе в кабинете информатики
90. Вирусы и борьба с ними
91. Они изменили мир
92. Киберспорт

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».