рабочаяя программа по информатики 10-11 класс (базовый уровень) в соответствии с ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 10-11 класса
базовый уровень

г. Комсомольск-на-Амуре

1

Пояснительная записка
Учебная программа по информатике (базовый уровень) для 10–11 классов разработана в
соответствии с нормативными документами иметодическими материалами:
•
Государственная программа РФ «Развитие образования»,утверждённая постановлением от 26
декабря 2017 г. № 1642;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
•
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16- з);
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» от 9 января 2014 года № 2;
•
Приказ Минобрнауки РФ № 336 от 30.03.2016 г. «Об утверждении перечня средств обучения
и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего,
основного общего и среднегообщего образования, соответствующих современным условиям
обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях
реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя
из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях,
критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также
норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами
обучения и воспитания»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 г.
Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организацииобучения в общеобразовательных учреждениях» (с
последующими изменениями);
•
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р);
•
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–
2020 годы и на перспективу до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 1
ноября 2013 г. 2036-р);
•
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642);
•
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
В рабочей программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени среднего общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного-методического комплекта, в
который входят:
1. Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020.
2. Информатика. Базовый уровень : учебник для 11 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020.
3. Информатика. 10 класс: самостоятельные и контрольные работы /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, А.А.
Лобанов, Т.Ю. Лобанова. - М. : БИНОМ.Лаборатория знаний, 2019.
4. Информатика. 11 класс: самостоятельные и контрольные работы /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А.
Аквилянов. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2

5. Информатика. 10 класс. Электронная форма учебника Босовой Л.Л.,Босовой А.Ю. (Полная
версия).
6. Информатика. 11 класс. Электронная форма учебника Босовой Л.Л.,Босовой А.Ю. (Полная
версия).
7. Информатика 10-11 классы. Компьютерный практикум / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Е.А.
Мирончик, И. Дж. Куклина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
8. Информатика 10-11 классы. Базовый уровень : методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,
Н.Е. Аквилянов, Е.А. Мирончик, И. Дж. Куклина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

Место учебного предмета в учебном плане
Курсу информатики 10-11 классов предшествует курс информатики основной школы: 5-9
или 7-9 классов. На изучение информатики на базовом уровне в 10- 11классах отводится 68 часов
учебного времени (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных
процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
•
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания
информационных процессов в различных средах (системах);
•
основные области применения информатики, прежде всего информационные и
коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
•
междисциплинарный характер информатики и информационнойдеятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни
и области знания. Изучение информатики в школе важноне только для тех учащихся, которые
планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее
важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или
филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области
знаний или профессии.
Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной подготовки
учащихся в области информатики и ИКТ; он опирается на содержание курса информатики основной
школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и
обобщение этого опыта. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования курс
информатики в старшей школе может изучаться на базовом или на углублённом уровне.
Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, впервую очередь, на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития. Они включаютв себя:
•
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой
предметной области;
•
умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
•
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов,
типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Содержание предлагаемого курса информатики в старшей школе ориентировано на
дальнейшее развитие информационных компетенций выпускника, готового к жизни и деятельности
в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно
использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Все ученики, изучающие информатику на базовом уровне, должны овладеть ключевыми
понятиями и закономерностями, на которых строится предметная область информатики.
Каждый ученик, изучивший курс информатики базового уровня, может научиться выполнять
задания базового уровня сложности, входящие в ЕГЭ.
Мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен получить
3

возможность научиться выполнять большинство заданий повышенного уровня сложности,
входящих в ЕГЭ.
Особо мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен
получить возможность научиться выполнять отдельные задания высокого уровня сложности,
входящих в ЕГЭ.

Планируемые метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы:
• личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании иосуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами иприемами.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): регулятивной,
познавательной, коммуникативной.
На становление регулятивной группы универсальных учебных действий традиционно
более всего ориентирован раздел курса информатики «Алгоритмы и элементы программирования.
При его освоении выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных универсальных
4

учебных действий ориентированы такие тематические разделы курса как «Информация и
информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки информационных
объектов», «Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах»,
а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной информатики».
При работе с соответствующими материалами курса выпускник научится:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые
информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит становление ряда
коммуникативных универсальных учебных действий.
А именно, выпускники могут научиться:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО представлены
результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика». Как и в основном общем
образовании, группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты,
достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный
уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться»
обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся,
выбравших данный уровень обучения. Результаты базового уровня ориентированы на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего
развития.
Информация и информационные процессы
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
• распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и
технических системах;
• строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано.
• использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных,
а также о помехоустойчивых кодах.
Компьютер и его программное обеспечение
5

Обучающийся на базовом уровне научится:
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального
компьютера и классификации его программного обеспечения;
• применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств
ИКТ;
• использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
• понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств;
• использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными
устройствами;
• понимать принцип управления робототехническим устройством;
• осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
• диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет
их заражения компьютерным вирусом;
• использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий;
познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной
обработкой данных;
• узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют
физические ограничения для характеристик компьютера.
Представление информации в компьютере
Обучающийся на базовом уровне научится:
• переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
• определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
• использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике.
Элементы теории множеств и алгебры логики
Обучающийся на базовом уровне научится:
• строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические
уравнения.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов
Обучающийся на базовом уровне научится:
• создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств.
Обработка информации в электронных таблицах
Обучающийся на базовом уровне научится:
• использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
• представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить
•

6

полученные данные для публикации.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров;
использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
• разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов; анализировать готовые модели на предмет
соответствия реальному объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы программирования
Обучающийся на базовом уровне научится:
• определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
• узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на
их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
• выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
• создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня
из различных предметных областей;
• понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время
работы, размер используемой памяти).
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи,
сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
• применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде, включая тестирование и
отладку программ;
• использовать основные управляющие конструкции программирования и библиотеки
прикладных программ; выполнять созданные программы.
Информационное моделирование
Обучающийся на базовом уровне научится:
• находить оптимальный путь во взвешенном графе;
• использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и
процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а
также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
• использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах
данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;
• применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе
учебной деятельности и вне её;
• создавать учебные многотабличные базы данных.
Сетевые информационные технологии
Обучающийся на базовом уровне научится:
• использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете;
вести поиск в информационных системах;
• использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
• использовать в повседневной практической деятельности информационные ресурсы интернетсервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские
права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые
принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной
этики и права;
7

• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
• понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
• создавать веб-страницы; организовывать личное информационное пространство;
• критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Основы социальной информатики
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
• использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Содержание разделов и тем учебного курса
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется
информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и структурирования информации,
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы,
с использованием соответствующих программных средств обработки данных; представления о компьютере
как универсальном устройстве обработки информации; представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия
и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; навыков и умений
безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.

10 класс
Информация и информационные процессы (6 часов)
Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации.
Информационная культура и информационная грамотность. Приемы работы с текстовой
информацией. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к
определению количества информации. Единицы измерения информации. Информационные связи в
системах различной природы.
Обработка информации. Кодирование информации. Поиск информации. Передача
информации. Хранение информации.
Практическая деятельность:
• Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при
вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
• Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных
ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
• Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам
2. Компьютер и его программное обеспечение (5 часов)
Компьютер — универсальное устройство обработки данных. Программная и аппаратная
организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров.
Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные
вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль
в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития
аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного
обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные
компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной
специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных
средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации.
Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и
1.

8

средства
обеспечения
надежного
функционирования
средств
ИКТ.
Применение
специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность,
гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации
компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в
соответствии с целями его использования.
Практическая деятельность:
• Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
• Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями,
файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
• Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
3. Представление информации в компьютере (9 часов)
Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной
позиционной системы счисления в другую. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах
счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой информации. Кодирование
графической информации. Кодирование звуковой информации.
• Решение задач и выполнение заданий на кодирование тестовой, графической и звуковой
информации.
• Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в
другую, вычисления в позиционных системах счисления.
• Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей
запятой.
4. Элементы теории множеств и алгебры логики (8 часов)
Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики. Таблицы истинности. Основные
законы алгебры логики. Преобразование логических выражений. Элементы схемотехники.
Логические схемы. Логические задачи и способы их решения
Практическая деятельность:
• Выполнение эквивалентных преобразований логических выражений;
• построение логического выражения по заданной таблице истинности.
• Решение простейших логических уравнений.
5. Современные технологии создания и обработки информации (5 часов)
Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и автозамены.
История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка
структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических
описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы
распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического
планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Работа с аудиовизуальными данными.
Создание и преобразование аудио визуальных объектов. Ввод изображений с использованием
различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и
т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ.
Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Практическая деятельность:
• Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
• Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических
изображений.
• Создание мультимедийной презентации.
6. Повторение (2 часа)
9

Основные идеи и понятия курса. Итоговое тестирование.
11 класс
1. Обработка информации в электронных таблицах (6 часов)
Табличный процессор. Основные сведения. Редактирование и форматирование в табличном
процессоре. Встроенные функции и их использование. Логические функции. Инструменты анализа
данных
Практическая деятельность:
• Решение расчетных и оптимизационных задач. С помощью электронных таблиц.
Использование средств деловой графики для наглядного
• представления данных.
Алгоритмы и элементы программирования (9 часов)
Основные сведения об алгоритмах. Алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на
языке программирования Паскаль. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц.
Функциональный подход к анализу программ. Структурированные типы данных. Массивы.
Структурное программирование. Рекурсивные алгоритмы.
Практическая деятельность:
• Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач:
o нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов
конечной числовой последовательности (или массива);
o анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
o решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка
числа на простоту и т. д.);
o работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного
массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения и др.
• Постановка задачи сортировки.
• Исследование математических моделей. Исследование геоинформационных моделей.
Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
• Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и
обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой
формального исполнителя с помощью алгоритма
3. Информационное моделирование (8 часов)
Модели и моделирование. Моделирование на графах. Знакомство с теорией игр. База данных
как модель предметной области. Реляционные базы данных. Системы управления базами данных.
Проектирование и разработка базы данных.
Практическая деятельность:
• Знакомство с системой управления базами данных. Создание структуры табличной базы
данных. Осуществление ввода и редактирования данных.
• Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на
поиск данных в среде системы управления базами данных.
• Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных.
• Упорядочение данных в среде системы управления базами данных.
• Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.
• Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач
2.

10

Сетевые информационные технологии (5 часов)
Коммуникационные службы Интернета. Назначение информационных служб Интернета.
Прикладные протоколы. Понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTPпротокол, URL-адрес. Поисковый каталог: организация. Поисковый указатель: организация,
назначение. Веб сайты и их типы. Проектирование и публикация веб сайта. Средства
автоматизированной разработки веб сайтов.
Практическая деятельность:
• Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера.
• Работа с файловыми архивами.
• Формирование запросов на поиск информации в сети, по ключевым словам, адекватным
решаемой задаче.
• Разработка Web-страницы на заданную тему. Формирование запросов на поиск данных.
• Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации
5. Основы социальной информатики (4 часа)
Информационное общество. Информационное право. Информационная безопасность.
6. Повторение (2 часа)
Основные идеи и понятия курса. Итоговая контрольная работа
4.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Метод проектов считается одной из личностно ориентированных технологий обучения,
объединяющий в себе поисковые, групповые, исследовательские методы, а также проблемный
подход. Его используют как компонент системы образования наряду с систематическим
предметным обучением. Проектное обучение – это подготовка среды для образования, которая
направлена на решение учащимися учебных задач с условием независимого накопления
информации по имеющимся признакам, обязательного пояснения и регулирования дальнейшей
результативной деятельности учащихся, оценки себя и презентации результатов. При этом обучение
имеет огромный личностный смысл, благодаря чему повышается мотивация обучения.
Метод проектов формирует у учащихся ответственность за его решения, в случае
коллективного проекта умение взаимодействовать в группе, способность анализировать свою
деятельность и ее результат. У учащихся вырабатывается способность описывать процесс своей
деятельности, использовать полученные знания в практике, а также формируется проектное
мышление и проектная культура школьников.
Учащиеся 11 классов выполняют итоговые проекты в соответствии с положением МОУ СОШ
№32 о проектной деятельности учащихся учащиеся.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и
итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуально-групповой работы,
фронтального опроса, тестов и компьютерного практикума в форме практических работ и
практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы или тестирования или выполнения практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного курса в форме контрольного
тестирования.
Программой предусмотрено проведение: количество проверочных работ - 12.
При выставлении оценок за тесты желательно придерживаться следующих общепринятых
соотношений:
•
50-70% — «3»;
•
71-85% — «4»;
•
86-100% — «5».
В качестве текущего тематического контроля предусмотрены тесты на 10-25 мин. в течение
11

урока. Итоговые работы проводятся продолжительностью 1 учебный час.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (15-20
мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов (в
несколько уроков) – интегрированных практических работ, ориентированных на получение
целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При
выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного
материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего,
подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и
коммуникационных технологий) включается в домашнюю работу учащихся или проектную
деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Оценка практических работ
Оценка «5»
•
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий;
•
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
•
соблюдает правила техники безопасности;
•
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
•
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более
одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
•
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы;
•
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
•
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных
выводов;
•
работа проводилась неправильно.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
•
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных
понятий;
•
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
•
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить
знания в новой ситуации;
•
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса
информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без
использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации,
без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при
изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
•
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
•
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
•
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
12

недочетов;
допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
•

Перечень средств икт, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
•
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация
современного
компьютера
обеспечивает
учащемуся
мультимедиа-возможности:
видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
•
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.;
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в
работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.
•
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися
или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого
формата.
•
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ
к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими
школами.
•
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой
информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
•
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами
двигательного характера, например, с ДЦП.
•
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность
непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В
комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
•
Операционная система.
•
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
•
Антивирусная программа.
•
Программа-архиватор.
•
Клавиатурный тренажер.
•
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
•
Звуковой редактор.
•
Простая система управления базами данных.
•
Простая геоинформационная система.
•
Система автоматизированного проектирования.
•
Виртуальные компьютерные лаборатории.
•
Программа-переводчик.
•
Система оптического распознавания текста.
•
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
•
Система программирования.
•
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
•
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
•
Программа интерактивного общения.
13

•

Простой редактор Web-страниц.

Темы проектов по информатике
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Central Processor Unit (структура, задачи CPU).
QR-коды. Их создание и применение.
Random Access Memory». (о самых современных видах оперативной памяти).
SEO-Специалист – профессия, которой не учат в университете.
USB1.1, USB 2.0. Перспективы.
Web 4.0 (Web 3.0) в сравнении с предыдущими концепциями.
Архитектура микропроцессора семейства Intel.
Архитектура микропроцессора семейства PDP.
Архитектура процессоров машин 2-го и 3-го поколений.
Виртуальные обучающие системы, тренажеры.
Виртуальные предприятия. Организация управления виртуальным предприятием.
Влияние ПК на костно- мышечный аппарат учащихся.
Вычислительные комплексы специального назначения.
Дескрипторные информационно-поисковые языки.
Защита и нформации и администрирование в локальных сетях.
Инфографика и инфографисты.
Искусственный интеллект. Модели, проектирование, разработка.
Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом
дискретизации.
Комбинированная оптимизация и её реализация.
Компиляторы и интерпретаторы.
Компьютерное моделирование в биологии и экологии.
Компьютерное моделирование в химии.
Компьютерное моделирование физических процессов.
Математические методы в медицине.
Мертвые языки программирования.
Метод (алгоритм) шинглов.
Моделирование гармонических колебаний в среде табличного процессора MS Excel.
Нейрокомпьютеры и их применение.
Обработка информации с применением генетических алгоритмов, муравьиных алгоритмов,
нейронных сетей, ориентированных и неориентированных графов.
Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых
редакторах.
Применение информационных технологий в различных сферах деятельности (образовании,
горной промышленности, нефтепереработке и пр.).
Применение современных моделей автоматизации (математическое моделирование,
процессное моделирование, нейронные сети, метод графов и пр.).
Проектирование с применением диаграмм операционных систем для локальных сетей.
Развитие технологий соединения компьютеров в локальные сети.
Разработка и внедрение on-line игр в образовательный процесс.
Растровые и векторные редакторы. обработка фотографий в Adobe Photoshop.
Создание изображений в векторном редакторе Corel Draw.
Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора
Word.
Создание тематического Web-сайта.
Сортировка массивов. Разработка нового метода сортировки.
Таксономия (Классификация) Флинна.
Шифрование с использованием закрытого ключа.
Эпоха «Smart». Проблемы, особенности, перспективы развития.
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».