рабочая программа по физике 8-9 класс в соответствии с ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физика. Базовый уровень»
для обучающихся 7-9 классов

Комсомольск -на-Амуре 2023

Нормативное – правовое обеспечение.
Рабочая программа по физике для 7-9 класса составлена на основе:

ФГОС ООО 2010 года с изменениями и дополнениями 2015 года;

ПООП ООО, 2015 года;

ООП ООО МОУ СОШ № 32 :

Программа авторов Гутник Е. М., Перышкин А.В., Физика. 7-9 классы – М.:
Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).

Уровень: базовый
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных
в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых,
задачами развития, обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к
уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным
содержанием системы основного общего образования; в-третьих, психологическими
возрастными особенностями учащихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстраций, проводимых учителем
в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.
Программа определяет пути формирования системы знаний, умений и способов
деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства.
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,
биологии, географии и астрономии.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в
том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах
для построения представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного
использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

• формирование убежденности в познаваемости
достоверности научных методов его изучения;

окружающего

мира

и

• организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а
также интереса к расширению и углублению физических знаний.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях. Физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса физики у
учащихся
предполагается
формирование
универсальных
учебных
действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных,
метапредметных и личностных результатов.

Познавательные: в предлагаемом курсе физики изучаемые определения и
правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства
объектов. В процессе вычислений, измерений, объяснений физических явлений, поиска
решения задач у учеников формируются и развиваются основные мыслительные
операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать
разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить
анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных физических
задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы,
строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи,
рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с
физическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.

Регулятивные: физическое содержание позволяет развивать и эту группу
умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей
деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и
корректировать полученный результат.

Коммуникативные: в процессе изучения физики осуществляется знакомство
с физическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с
использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в
ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного
действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать
в парах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и
практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Место учебного курса физики в учебном плане МОУ СОШ №32
Учебный план общеобразовательного учреждения отводит 242
обязательного изучения физики на ступени основного общего образования.

часа

для

В том числе в 7 классах 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 8 классах
70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю и в 9 классах 102 часа (в связи с итоговой
аттестацией выпускников) из расчета 3 учебных часа в неделю.

Информация о количестве учебных часов.
№
п/п

Класс

Количество
часов

Количество
Количество
контрольных работ лабораторных работ

1

7 класс

70

5

14

2

8 класс

70

5

14

3

9 класс

102

6

9

242

16

37

Итого:

В соответствии с Примерной основной образовательной программой основного
общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15, лабораторные
работы по физике (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие
типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них
параметра (косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по
обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с
представлением результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и
сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Обязательные лабораторные работы
Программа « Физика 7 – 9 классы» автор А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.

Класс

№
Тема лабораторной работы
лабораторно
й работы
1
Измерение физических величин с учетом абсолютной
погрешности

Коды
элементов
содержания
1.1; 1.8

2

Измерение размеров малых тел

1.2

3

Изучение зависимости пути от времени при
прямолинейном равномерном движении. Измерение
скорости

1.6; 2.6; 2.7;
3.11

4

Измерение массы тела на рычажных весах

1.3

5

Измерение объема тела

1.4; 3.12

6

Определение плотности вещества твердого тела

2.1

7

Исследование зависимости силы упругости от
удлинения пружины. Измерение жесткости пружины

2.3; 3.16; 3.11

8

Определение центра тяжести плоской фигуры

9

Исследование зависимости силы трения скольжения от
силы нормального давления

1.5; 2.18; 2.2;
3.11; 3.15;

10

Измерение давления твердого тела на опору

3.11

11

Определение выталкивающей силы, действующей на
погруженное в жидкость тело

2.4; 2.17; 3.11;
5.2

12

Выяснение условий плавания тела в жидкости

3.10; 3.11; 5.8

13

Выяснение условия равновесия рычага

2.5; 3.11

14

Измерение КПД при подъеме тела по наклонной
плоскости

2.9; 3.11; 5.1

1

Исследование изменения со временем температуры
остывающей воды

1.7; 3.4; 3.11;
4.1

2

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды
разной температуры

2.12

3

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

2.13

4

Измерение относительной влажности воздуха с
помощью термометра

2.11

5

Сборка электрической цепи измерение силы тока в ее
различных участках

5.3; 1.9; 4.4

6

Измерение напряжения на различных участках

1.10; 4.3

7

8

электрической цепи
7

Регулирование силы тока реостатом

1.9

8

Исследование зависимости силы тока в проводнике от
напряжения на его концах при постоянном
сопротивлении. Измерение сопротивления проводника

2.15; 3.11; 3.9;
3.19; 3.20

9

Измерение мощности и работы электрического тока

2.14

10

Сборка электромагнита и испытание его действия

3.5; 5.4

11

Изучение электрического двигателя постоянного тока
(на модели)

5.5; 5.6; 5.10

12

Исследование зависимости угла отражения от угла
падения света

1.11; 3.7

13

Исследование зависимости угла преломления от угла
падения света

1.11; 3.7; 3.21

14

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений

1.12; 2.16; 5.7;
5.9; 5.11

1

Исследование
равноускоренного
начальной скорости

2

Исследование свободного падения

3

Исследование
зависимости
периода
колебаний 1.6; 2.10; 3.2;
пружинного маятника от массы груза и жесткости 3.18
пружины

4

Исследование зависимости периода и частоты 1.6; 3.1; 3.17
свободных колебаний математического маятника от его
длины

5

Изучение явления электромагнитной индукции

6

Наблюдение
испускания

7

Изучение треков заряженных частиц по готовым
фотографиям

8

Изучение деления ядер урана по фотографии трека

9

Измерение
дозиметром

9

сплошного

естественного

и

движения

линейчатых

радиационного

без 2.8; 3.13; 3.14;
4.2
2.8; 3.13; 3.14;
4.2

3.5; 3.6
спектров 3.8

фона 1.13

В результате реализации данной программы
Ученик научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое
явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств
тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу
учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить
опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные
приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи
показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса
тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение,
сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать
оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы
по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции,
вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной
точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать

средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях
на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Ученик научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное
движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность
механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,
имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса
тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость
ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная
точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования
частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Ученик научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема
тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи
(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение
энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания,
тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых
процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать

проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Ученик научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей
(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале
и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического
поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы
расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически

установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами
и возможностями
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий
и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе
являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию
в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в
эвристическими методами решения проблем;

нестандартных

ситуациях,

овладение

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе
являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков
и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов
измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной
жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и другие источники информации.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Раздел

п/п

Количество Количество
часов
контрольных
работ

Количество
лабораторных
работ

7 класс
1

Введение

4

-

1

2

Первоначальные
сведения о строении
вещества

6

1

1

3

Взаимодействие тел

23

1

7

4

Давление твердых тел,
жидкостей и газов

20

1

3

5

Работа и
Энергия

16

1

2

6

Итоговая
работа

1

1

-

70

5

14

мощность.
контрольная
итого

8 класс
1

Тепловые явления

23

2

3

2

Электрические явления

29

1

5

3

Электромагнитные
явления

5

1

2

4

Световые явления

12

1

3

5

Итоговая
работа

1

1

-

70

5

14

контрольная
итого

9 класс
1

Законы взаимодействия
и движения тел

26

2

2

2

Механические
колебания и
Звук

10

1

2

волны.

3

Электромагнитное поле

17

1

2

4

Строение
атома
атомного ядра

11

1

3

5

Итоговое повторение

4

1

-

102

6

9

242

16

37

и

итого
Итого:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Учебник: А.В.Перышкин.
Введение (5 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.
Физика и техника.
Лабораторные работы:
1.Определение цены деления измерительного цилиндра.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со
скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные
состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических
представлений.
Лабораторные работы:
2.Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Измерение массы тела с
помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь
между силой тяжести и массой.
Упругая деформация тела. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по
одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы:
3.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.
Измерение скорости.
4.Измерение массы тела на рычажных весах.
5.Измерение объема тела.
6..Измерение плотности твердого тела.
7.Градуирование пружины и измерение силы с помощью динамометра.
8.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение
жесткости пружины.
9.Определение центра тяжести плоской фигуры.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (18 ч)
Давление. Давление твердых тел.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетических
представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический
пресс.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли.
атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос.

Барометр-анероид.

Изменение

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
10. Измерение давления твердого тела на опору
11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.
12.Выяснение условий плавания тел в жидкости.
Работа и мощность. Энергия(12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.
Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов.
действия.

Коэффициент полезного

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия
движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия
рек и ветра.
Лабораторные работы:

13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение (6ч)
Резервное время – (2ч).
Учащиеся должны уметь:
- давать определение понятий: физика, тело, вещество, материя, величина,
наблюдение, опыт, измерение, погрешность, единицы измерения, измерительные
приборы, цена деления, экспериментальные и теоретические методы изучения природы,
атом, молекула, капилляр, механическое движение, траектория, система отсчета, график
движения, инертность, взаимодействие тел, простые механизмы; диффузия, смачивание,
несмачивание, инерция, невесомость, перегрузки, свободное падение, плавание;
- давать определение физическим величинам: скорость, путь, масса, плотность,
сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, коэффициент трения,
коэффициент жесткости, давление, архимедова сила, работа, механическая энергия,
потенциальная энергия, кинетическая энергия, мощность, КПД, момент силы;
- определять цену деления и погрешность прибора;
- правильно пользоваться мензуркой, линейкой;
- измерять объем тела с помощью мензурки;
- приводить примеры физических явлений, физического тела вещества;
- формулировать основные положения МКТ;
- решать качественные задачи по теме;
- по таблицам находить температуру перехода вещества из одного агрегатного
состояния в другое;
- приводить примеры смачивающих и несмачивающих жидкостей; использования
капиллярности; вещества в различных агрегатных состояниях;
- экспериментально определять размеры малых тел.
- записывать формулы скорости, пути, времени движения, плотности, массы и
объема тела; равнодействующей силы; закона Гука; веса тела, силы тяжести;
- правильно пользоваться весами, динамометром;
- измерять силу, массу;

- по числу раскрыть физический смысл скорости, плотности вещества, жесткости
тела;
- приводить примеры материальной точки, поступательного движения; различных
видов движения; практического использования инерции; видов трения; подшипников;

- формулировать законы Гука, Паскаля, Архимеда, «золотое правило» механики;
условие равновесие рычага, закон сохранения энергии;
- решать простейшие задачи на определение цены деления прибора и погрешности
измерения, качественные задачи на объяснение явлений с точки зрения строения
вещества. на выяснение причин движения тела; расчетные задачи на закон Гука; задачи на
расчет сил природы, расчетные задачи на закон Архимеда, плавание тел, на закон
сообщающихся сосудов, на расчет работы, энергии, мощности, КПД, момента сил; задачи
на применение условия равновесия рычага;
- правильно пользоваться приборами манометром, барометром;
- объяснять назначение, устройство и принцип действия барометров, манометров,
гидравлических машин, насосов и их использование;
- измерять архимедову силу;
- собирать опытные установки для проведения эксперимента по выяснению
условия равновесия рычага, КПД наклонной плоскости;
- приводить примеры практического применения простых механизмов.
8 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Учебник: А.В. Перышкин.
Повторение (2ч)
Тепловые явления (24 ч)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы
изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива.
Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение.
Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно –
кинетических представлений.
Превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Лабораторные работы:
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

3. Измерение влажности воздуха.
Электрические явления (26 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов.
Электрическое поле.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Постоянный электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы.
Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников.
Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое
проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания.
Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми
электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Лабораторные работы
4.Сборка электрической цепи и измерение силы тока.
5. Измерение напряжения на различных участках цепи.
6.Регулирование силы тока реостатом.
7.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
8.Измерение работы и мощности электрического тока.
9.Изучение модели электродвигателя.
Электромагнитные явления (6ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты.
Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель.
Лабораторные работы
10.Изучение модели электродвигателя
11.Сборка электромагнита и испытание его действия.
Световые явления (8 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало.

Преломление света.
Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений,
даваемых тонкой линзой. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
12. Изучение законов отражения света.
13. Наблюдение явления преломления света.
14.. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Повторение – 4ч.
9 класс
( 102 часа , 3 часа в неделю)
Учебник: А.В. Перышкин , Е. М.Гутник
1. Законы взаимодействия и движения тел . ( 26 ч.)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение,
перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при
равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета.
Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Лабораторные работы
1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
2. «Исследование свободного падения»
2. Механические колебания и волны. Звук. ( 10 ч.)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и
продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом
(частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Лабораторные работы
3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его
длины».
3. Электромагнитные явления ( 17 ч.)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
Электромагнитная природа света.
Лабораторные работы
4. «Изучение явления электромагнитной индукции».
5. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»
4. Строение атома и атомного ядра ( 11 ч.)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и
гамма-излучения. Опыты Резерфорда.
Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протоннонейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового
чисел при ядерных реакциях.
Лабораторные работы
6. «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»
7. «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»
8. «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона»
9. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Повторение – 4ч.

Общие подходы к оценке учебных достижений учащихся по физике
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий,
дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также
правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при
выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении
других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным
требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых
примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее
изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся
допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно
или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую
сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные
пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению
программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых
задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой
ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в
соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо
для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из
поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более
одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при
допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной
негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило
норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми
ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты
проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и
выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и
аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления,
правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с
требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки
и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но
объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и
выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и
объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления;
наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил
безопасного труда.
Перечень ошибок
I. Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их
решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа
основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением
условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей,
графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Методическая литература:
1. Н.В. Филонович Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина «Физика
– 7 класс», Дрофа 2018 год
2. Н.В. Филонович Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина «Физика
– 8 класс», Дрофа 2018 год
3. А.В.Перышкин « Сборник задач по физике» (ФГОС УМК)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».