адаптированная рабочая программа по математике 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика, 5 класс»
для детей с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год

г.Комсомольск-на-амуре 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике 5 класса для обучающихся с задержкой психического развития (далее
ЗПР) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «Математика», Примерной программы воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, Основной образовательной
программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения НовоТомышевской основной школы им. Героя Советского Союза И.Ф.Жукова Новоспасского района Ульяновской области (МОУ Ново-Томышевская ош). В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции
развития математического образования в Российской Федерации.
Программа соответствует учебнику «Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях /
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков [и др.]. - 3-е изд., перераб. -Москва: Просвещение, 2023».
Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Цели обучения.
Приоритетными целями обучения математике являются:
∙ продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая
фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
∙ развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся c ЗПР, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;
∙ подведение обучающихся с ЗПР на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и
окружающего мира;
∙ формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические
объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практикоориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Натуральные числа и нуль
Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой.
Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления.
Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулѐм. Способы сравнения. Округление
натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное
свойство (закон) умножения.
Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий.
Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимо- сти
на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.
Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.
Дроби
Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение
целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное

свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.
Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение
части целого и целого по его части.
Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей.
Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.
Решение текстовых задач
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем.
Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена,
количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объѐма, цены; расстояния, времени, скорости. Связь
между единицами измерения каждой величины.
Решение основных задач на дроби.
Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развѐрнутые углы.
Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и
построение углов с помощью транспортира.
Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник; прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур.
Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой,
окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника,
квадрата.
Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур,
изображѐнных на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развѐртки куба и параллелепипеда. Создание моделей
многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.).
Объѐм прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объѐма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
∙ мотивация к обучению математике и целенаправленной познавательной деятельности;
∙ повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, требующую математических знаний, в том числе умение учиться у других людей;
∙ способность осознавать стрессовую ситуацию, быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха;
∙ способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
∙ способность к саморазвитию, умение ставить достижимые цели;
∙ умение различать учебные ситуации, в которых можно действовать самостоятельно, и ситуации, где
следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами;
∙ способность переносить полученные в ходе обучения знания в актуальную ситуацию (при решении
житейских задач, требующих математических знаний);
∙ способность ориентироваться в требованиях и правилах проведения промежуточной и итоговой аттестации;
∙ овладение основами финансовой грамотности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
∙ устанавливать причинно-следственные связи в ходе усвоения математического материала;
∙ выявлять дефицит данных, необходимых для решения поставленной задачи;
∙ с помощью учителя выбирать способ решения математической задачи (сравнивать возможные варианты решения);

∙
∙
∙
∙
∙
∙

применять и преобразовывать знаки и символы в ходе решения математических задач;
устанавливать искомое и данное при решении математической задачи;
понимать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
иллюстрировать решаемые задачи графическими схемами;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
∙ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в
процессе решения задач;
∙ взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
∙ прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения и разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
∙ аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
∙ выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с
другими членами команды;
∙ оценивать качество своего вклада в общий продукт.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
∙ ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
∙ планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
∙ формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
∙ осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
∙ контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
∙ адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную
трудность и собственные возможности еѐ решения;
∙ сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона.
∙ предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
∙ понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы;
∙ регулировать способ выражения эмоций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Числа и вычисления
∙ Ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне терминами, связанными с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.
∙ Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные
дроби, десятичные дроби.
∙ Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать
натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.
∙ Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.
∙ Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.
∙ Округлять натуральные числа.
Решение текстовых задач
∙ Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов (при необходимости с направляющей помощью).
∙ Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена,
количество, стоимость (при необходимости с использованием справочной информации).
∙ Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.
∙ Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие (при необходимости с опорой на справочную информа-

цию).
Извлекать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать
представленные данные, использовать данные при решении задач.
Наглядная геометрия
∙ Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.
∙ Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.
∙ Использовать терминологию, при необходимости по визуальной опоре, связанную с углами: вершина, сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.
∙ Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью
циркуля и линейки (после совместного анализа).
∙ Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.
∙ Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления
площади и периметра.
∙ Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображѐнных на клетчатой бумаге.
∙ Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие (при необходимости с опорой на справочную информацию).
∙ Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения;
находить измерения параллелепипеда, куба.
∙ Вычислять объѐм куба, параллелепипеда по заданным измерениям (с опорой на алгоритм учебных
действий), пользоваться единицами измерения объѐма.
∙ Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях (при
необходимости с визуальной опорой).
∙

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование разделов и
тем программы
Натуральные числа. Действия с натуральными
числами
Наглядная геометрия. Линии на плоскости.
Обыкновенные дроби.
Наглядная геометрия. Многоугольники.
Десятичные дроби.
Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве.
Повторение и обобщение.
Общее количество часов по программе.

Количество часов
Всего

Контр.
работы

Практ.
работы

43

3

0

12
48
10
38
9

1
4
1
2
1

0
0
0
0
0

10

1

0

170

13

0

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».