адаптивная рабочая программа по русскому языку 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК

для обучающихся с задержкой психического развития 7.1
для 5–9 классов основного общего образования
на основе авторской программы
предметной линии учебников М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по
русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку
для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского (М.: Просвещение,
2014 г.) с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены
стандартом.
Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для5-9 классов составлена на
основе:
1. Закона ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС ООО (утверждены приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями.
2. Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373»
3. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 №26.
5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
6. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
7. Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09).
8. Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по
русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия
учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011 г.).
Адаптированная рабочая программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые
определены стандартом с учетом особенностей детей. В ней также учитываются основные
идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий
для основного общего образования, преемственность с примерными программами
начального общего образования.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой
психического развития
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с задержкой психического развития- наиболее
многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР (7.1) могут

фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное
разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон
выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы,
до состояний, требующих ограничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно
велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными
по структуре нарушениями когнитивной и аффективно поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования
и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого
по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ основного общего образования
обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории
обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития.
Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной
программы возлагается на ПМПК. АООП ООО (вариант 7.1) адресована обучающимся с
ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития
близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющиеся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей
социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут
отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы
(ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим
снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и
эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут
отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах
пространственных представлений,
зрительно-моторной
координации,
фонетикофонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость
форм адаптивного поведения.
При разработке АОП ООО учтены психофизиологические особенности
обучающихся с задержкой психического развития. Особые образовательные потребности
обучающихся с задержкой психического развития. При реализации АОП ООО
учитываются характерные для обучающихся с задержкой психического развития

образовательные потребности. Наличие особых образовательных потребностей у
обучающихся с задержкой психического развития определяют специфику организации
образовательной деятельности, влияющей на реализацию содержания АОП ООО, отбор
форм, методов и средств обучения и воспитания данной категории, что отражается в
целевом, содержательном и организационном разделах АОП ООО.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
• адаптация основной общеобразовательной программы основного общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамикипсихических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,
приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
• учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;
• профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
• обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
В основу разработки и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к
разработке и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям

освоения содержания образования. Это обусловливает, при необходимости, создание и
реализацию разных вариантов АОП ООО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АОП ООО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
ЗПР школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного
подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
Актуальность программы определяется, прежде всего тем, что учащиеся в силу
своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить программу
по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного
стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают
затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при
анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием,
обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные
навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при
обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким
детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение
интеллектуальными умениями.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и
терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые
факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на
существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее
представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической
деятельности. Например, правописание гласных в суффиксах причастий, степени сравнения
наречий. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне
медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как
правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а
потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже
в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому
Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные
орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР (7.1).
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов
России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в
поликультурном обществе.
Целямии задачами изучения русского языка в основной школе являются:
•воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного
языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и
учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать

необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других
источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста
и др.);
•освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного
языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной
речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного
запаса;расширение
объема
используемых
в
речи
грамматических
средств;совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и
навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют
универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на
формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык
является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной
деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской
культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к
культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,
влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения
профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная
и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в
разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку
поступкам с позиций моральных норм.
Наряду с указанием того, что выпускник должен знать/понимать и уметь,
закреплены способы деятельности. Их выделяется три:
–познавательная;
–информационно-коммуникативная;
–рефлексивная.
Познавательная деятельность способствует овладению навыками познания
окружающей действительности, творческому подходу к решению учебных и практических
задач, участию в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность реализует адекватное восприятие
устной речи, осознанное чтение текстов различных стилей и жанров, владение
монологической и диалогической речью, использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная обеспечивает владение навыками контроля и оценки, умениями
совместной деятельности, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных
целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и
ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять
цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы

коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии, быть готовым к осмысленному
изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе
овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского
литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке, еѐ основных разделах и базовых понятиях;
умения пользоваться различными видами словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы
выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого
этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с
национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий
предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление
коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его
на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования
функциональной грамотности.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный
статус, являются:
 коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами
речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
 адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и
выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
 соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи
и правила русского речевого этикета и др.);
 познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему,
выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
подтверждающие или опровергающие тезис);
 осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из
различных источников; определять основную и второстепенную информацию,
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять еѐ
разными способами;
 регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно
формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при
необходимости изменять еѐ;
 осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой
деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей
учащихся.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой
деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об
особенностях его употребления в разных условиях общения.
Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка,
способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой
культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных
видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации
и разные способы передачи еѐ в соответствии с речевой ситуацией и нормами
литературного языка и этическими нормами общения. Обучение русскому языку в
основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в
дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших
классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации (вариант 1)предусматривает обязательное изучение
русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объѐме 170
ч., в 6 классе–204, в 7 –136, в 8 – 102 час, в 9– 102 часа.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными

результатами

освоения

выпускниками

основной

школы

программы
по русскому языку являются:
-Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
-Познание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД:
- Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
- Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
- Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение
Коммуникативные УУД:
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому языку являются:

-Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного
языка в жизни человека и общества;
-Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
- Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
- Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
- Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
- Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления,
использования
выразительных средств языка;
- Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Язык и общение (2 ч.)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни
общества.
Повторение изученного в начальных классах (20ч.)
Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части
речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (26 ч.)
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды

предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Простые и
сложные предложения. Прямая речь. Диалог.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12ч.)
Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.
Лексика. Культура речи. (9 ч.)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним,
синонимы, антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (23ч.)
Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем.
Морфемный разбор слова.
Правописание гласных и согласных.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (10 ч.)
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени
существительного. Имена существительные одушевленные и
неодушевленные,
собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.
Имя прилагательное (10 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол (20 ч.)
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды
глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов.
Морфологический разбор глагола. Употребление времен.
Повторение и систематизация пройденного (10 ч.) Разделы науки о языке.
Орфограммы. Пунктуация.
Развитие речи (28 ч.)
класс
Язык. Речь. Общение. (3ч.)
Повторение изученного в 5 классе (9ч.)
Текст (5ч.)
Лексика. Культура речи (12ч.)
Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические
окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и
фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически
нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование
фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово,
относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов,
фразеологизмов.
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ
исходного текста.
Фразеология. Культура речи (4ч.)
Словообразование. Орфография. Культура речи (34 ч.)
Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем
(морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов,
6

аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния
сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-.
Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на
согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы
в прошедшем времени.
Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности.
Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного
текста.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (25 ч.)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.
Склонение существительных на
–мя. Несклоняемые существительные.
Текстообразующая роль существительных.
Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е
после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (щик).
Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –
мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать
прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода
(например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное,
пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное). Различные сферы употребления
устной публичной речи.
Имя прилагательное (25 ч.)
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени
сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен
прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и
дефисное написание сложных прилагательных.
Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать
правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов
в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание
предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с
описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (18 ч.)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в
предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и
составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных
окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание
числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных
окончаниях порядковых числительных.
Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять
числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания
количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров
десять).
Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ
исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (25 ч.)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го
лица после предлогов.
Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях
перед суффиксами - то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в
отрицательных местоимениях.
Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом
предшествующего предложения.
Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и
частей текста.
Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности
данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые
особенности.
Глагол (31 ч.)
Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное
наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении.
Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении.
Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов.
Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -евать) и –ыва(ть), -ива(ть).
Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную
форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ
исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с
включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в VI классе (13ч.)
7 класс
Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как
наука о языке и речи.
Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к
национальной ценности.(1ч.)
Повторение пройденного в 5-6 классах (8ч.)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки
слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики,
орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Тексты и стили
Морфология. Орфография. Культура речи (56 ч.)
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола
у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия.
Обособление причастного оборота. Не с причастиями.
Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание
внешности человека. Описание окрестностей.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у
деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль.
Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в
суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий.
Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи (38 ч.)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные
и производные предлоги.
Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное
написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на
картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и
подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и
раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая
роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их
отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий.
Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе (11 ч.)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление
на эту тему.
Развитие речи(22 ч.)
8 класс
Русский язык в современном мире. (1 ч.)
Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в V–VII классах (7 ч.)
Синтаксис, пунктуация. Культура речи (8 ч.)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как
единица синтаксиса.
Словосочетание (2 ч.)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании;
согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Простое предложение (4ч.)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа
предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.
Интонация простого предложения.
Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное
слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые
особенности.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (8 ч.)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное
глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и
сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая
роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей
связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего
и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (7ч.)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное
дополнение (ознакомление).
Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки
препинания при приложении.
Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия,
условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как
синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые
особенности.
Простые односоставные предложения (9ч.)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным
членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и
подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая
роль. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как
синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными
предложениями для обозначения времени и места. Рассказ на свободную тему.
Неполное предложение (2 ч.)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном
предложении. Простое осложненное предложение. Простое осложненное предложение.
Способы осложнения предложения.
Однородные члены предложения (12ч.)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены
предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными)
и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов
предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих
словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Умение
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при
однородных членах. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе
дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (19ч.)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих
членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их
текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их
синтаксические синонимы. Ораторская речь, ее особенности.
Обращение(2ч.)
Повторение
изученного
об
обращении.
Распространенное
обращение.
Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Вводные и вставные конструкции(8ч.)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в
предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при
междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий. Умение интонационно
правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями,
междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми;
употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего
края.
Чужая речь (7ч.)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки
препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания
при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их
текстообразующая роль. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять
прямую речь косвенной. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности
строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6 ч.)
9 класс
Международное значение русского языка (1 ч.)
Повторение пройденного в 5-8 классах (12 ч.)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложные предложения (4 ч).
Союзные сложные предложения (8 ч.)
Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные
знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного
предложения
Сложносочиненные предложения (7 ч.)
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные
предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая
роль.
Авторское употребление знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (43 ч.)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные
предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным.
Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по
отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным
предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения

сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая
роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с
обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.
Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (13 ч.)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения
между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных
предложений, их текстообразующая роль.
Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими
союзными и бессоюзными сложными предложениями.
Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (6 ч.)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами
связи. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (4 ч.)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты
русского языка.
Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный
язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и
язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык
как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская
письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты,
исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике
и
правописанию, культуре речи (4 ч.)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного
высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о
стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, моральноэтические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную
тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Содержание
уроки
Язык и общение
Повторение изученного в начальных классах
Синтаксис.Пунктуация. Культура речи
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи
Лексика. Культура речи

Кол-во часов
контрольные
работы

2
20
26
12

2
2
1

развитие
речи
1
3
5
3

9

1

2

Морфемика. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение и систематизация изученного в 5
классе
ИТОГО

23
10
10
20
10

2

142 + (28)
170

(13)

4

1
+28

.
6 класс
Содержание
уроки
Язык. Речь. Общение.
Повторение изученного в 5 классе
Текст
Лексика. Культура речи
Фразеология. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение.
Глагол.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6
классах. Культура речи – 13 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2
Р.Р.)
Итого

7
Содержание

3
9
5
12
4
34
25
25
18
25
31
13

3
3
2
3
4
1

2
4
2
4
2
1

204

(23)

(31)

Кол-во часов
(контрольные
работы)

Развитие
речи

класс
уроки

Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5-6 классах
Тексты и стили
Морфология и орфография. Культура речи:
Причастие
Деепричастие
Наречие
Категория состояния
Служебные части речи:
Вводный
Предлог
Союз
Частица
Междометие
Повторение и систематизация изученного в 5-7
классах
Итого

Кол-во часов
контрольные
Развитие
работы
речи
2
1
5
1
3
1
1
4
5

1
8
56
25
8
20
3
38
1
10
11
14
2
11
114+(22)
136

2

2
4

2
1
1

3
1
2
2

1
1
1

2
1
2

1

3

(10)

+ 22

класс

8
Содержание

Кол-во
часов

Русский язык в современном мире
Повторение пройденного в V-VII классах
Синтаксис, пунктуация. Культура речи
Словосочетание
Простое предложение
Простые
двусоставные
предложения.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Простые односоставные предложения
Неполные предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Обращение
Вводные и вставные конструкции
Чужая речь
Повторение и систематизация пройденного
в VIII классе
Итого

1
7
8
2
4
8

Количество
контрольных
работ

Развитие речи

1
1

1

1
1

7
9
2
12
19
2
8
7
6

1
1

1
1

1

2

1
1
1

1

94+(8)
102

10

+8

класс

9
Содержание

Кол-во
часов

Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Сложные предложения
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами
связи
Общие сведения о языке
Систематизация изученного по фонетике,
лексике, грамматике и правописанию, культуре
речи
ИТОГО

1
12
4
8
7
43
13
6

Количество
контрольных
работ

Развитие речи

1

1

1
3
1
1

3
2
3

4
4

1

102

8

9

Приложение 1
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.–3-е изд. –
М.: Просвещение, 2014. – 191с.
2. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 3-е изд. –
М.: Просвещение, 2014. – 191с.
3. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. –
М.: Просвещение, 2015. – 191с.
4. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.Т.
Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. –
М.: Просвещение, 2015. – 191с.
5. Русский язык. 7 класс; учеб. для общеобразоват. организаций / Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223с.
6. Русский язык. 8 класс; учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова,
Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский. - 3-е изд. –
М.: Просвещение, 2016. – 271с.
7. Русский язык. 9 класс; учеб. для общеобразоват. организаций / С.Г. Бархударов и др.
– М.: Просвещение, 2019. – 255с.
Образовательные электронные ресурсы
1. Серия учебных компьютерных программ «1С: Репетитор» по русскому языку,
Контрольно-диагностические системы серии Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии
и др.http://repetitor.1c.ru/
2. Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари
онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с
языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramota.ru/
3. Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь
школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по
русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://www.gramma.ru/
4. Российский образовательный портал.http://www.school.edu.ru/
5. Газета «Первое сентября».http://www.1september.ru/ru/
6. Все образование Интернетаhttp://all.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».