рабочая программа по биологии 10-11 класс в соответствии с ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 10-11 класса

г. Комсомольск-на-Амуре

Нормативно-правовое обеспечение
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов разработана в соответствии
С Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (2010г.), в том числе с требованиямик результатам освоения основной
образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Рабочая
программа разработана на основании Примерной программы по биологии и авторской программы
В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной
школы и требованиям к уровню подготовки.

Планируемые результаты освоения курса биологии
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней
(полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Предметные результаты
Учащийся должен:
-характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
-оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины
мира;
-выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
-иметь представление об уровневой организации живой природы;
-приводить доказательства уровневой организации живой природы;
-представлять основные методы и этапы научного исследования;
-анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
-характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной
естественно-научной картины мира;
-знать историю изучения клетки;
-иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной
и генетической
единице живого;
-приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых
организмов;
-сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать
выводы на основе сравнения;
-представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
-проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать
клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;
-пользоваться современной цитологической терминологией;
-иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
-обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧинфекции);
-находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
-анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников;
-иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ,
размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;
-выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать
биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и
половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и
непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и
формулировать выводы на основе сравнения;
-понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и
изменчивости;

-характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в
формировании современной естественно-научной картины мира;
-решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания;
пользоваться современной генетической терминологией и символикой;
-приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и
эмбриологии;
-объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
-характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды
мутаций;
-обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
-выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
-иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений;
-характеризовать основные методы и достижения селекции;
-оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);
-овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их
результаты;
-находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии
являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Содержание программы.
В соответствии с учебным планом МОУ CОШ № 32 на изучение биологии в 10 классе отводится
1 час в неделю, 35 часов в год соответственно.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 32 на изучение биологии в 11 классе отводится
1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.

Введение
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и
свойства живого. Уровни организации живой материи.
Основы цитологии

Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вода и её роль в
жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в
жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции
белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические
соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки.
Сравнение прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток растений, животных и
грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и энергии в клетке.
Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.
Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в
клетке и организме.
Обучающиеся должны знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как
происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что
представляют собой вирусы.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные положения клеточной теории,
строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы
ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы
питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз.
Бесполое размножение.
Половое
размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развития
организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.
Обучающиеся должны знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими
способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается
зародыш.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения,
индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение,
эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.
Основы генетики
История развития генетики. Гибридологический метод.
Моногибридное скрещивание.
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон
независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие
неаллельных генов.
Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.
Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.
Обучающиеся должны знать: каковы основные законы наследственности; как гены
взаимодействуют между собой; как возникают нарушения в генотипе и что они влекут за собой.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать генетические законы, модификационную и
мутационную изменчивость.
Генетика человека
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье.
Проблемы генетической
безопасности.
Обучающиеся должны знать: как изучают генетику человека; какие заболевания называют
генетическими.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать методы, изучающие генетику человека,
объяснять причины наследственности и изменчивости,
Повторение
Цитология. Обмен веществ. Размножение и онтогенез. Генетика.
11 класс
Основы селекции и биотехнологии

Основные методы селекции и биотехнологии. Селекция растений, животных,
микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.
Обучающиеся должны знать: о задачах селекции и биотехнологии; о методах, применяемых в
селекции и биотехнологии; о достижениях селекции; о перспективах развития селекции и
биотехнологии.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные методы селекции растений,
животных, микроорганизмов и биотехнологии; проводить самостоятельный поиск биологической
информации.
Эволюционное учение
Развитие Дарвинизма. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяции.
Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Главные
направления эволюции.
Обучающиеся должны знать: что такое биологический вид, популяция; как полезные
изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит
накопление различий между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга; как происходит
образование новых видов; что такое микро- и макроэволюция, каковы основные закономерности
этих процессов.
Обучающиеся должны уметь: объяснять роль биологии в формировании современной
естественно-научной картины мира, общность происхождения и эволюцию растений и животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; сравнивать
биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; классифицировать биологические
объекты.
Антропогенез
Положение человека в системе животного мира. Стадии антропогенеза. Движущие силы
антропогенеза. Прародина человека. Расы.
Обучающиеся должны знать: систематическое положение человека; основные этапы
антропогенеза; о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека; о человеческих
расах.
Обучающиеся должны уметь: определять принадлежность человека к определённым
систематическим группам, родство человека с млекопитающими животными; характеризовать
стадии и движущие силы антропогенеза; сравнивать расы человека.
Основы экологии
Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических
взаимодействий. Экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические
сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды.
Загрязнения окружающей среды. Основы рационального природопользования.
Обучающиеся должны знать: что изучает экология; в чём значение факторов среды; какую
роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы; о различных
типах взаимодействия организмов; о составе и свойствах экосистемы; о потоках энергии и
круговороте веществ.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать взаимосвязи организмов и окружающей среды;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в
экосистеме; анализировать воздействие факторов окружающей среды, пищевые цепи и
экологические пирамиды; оценивать последствия деятельности человека на окружающую среду
Эволюция биосферы и человек
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.
Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на
биосферу.
Обучающиеся должны знать: об основных гипотезах происхождения жизни; об основных
этапах эволюции биосферы; о месте и роли человека в биосфере.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать биологическое разнообразие биосферы;
анализировать гипотезы и представления
о происхождении жизни, этапы развития жизни;
оценивать антропогенное воздействие на биосферу.
Повторение
Эволюционное учение. Селекция. Антропогенез. Экология.
Учебно-тематический план
тема

Кол-во
часов
3
13

1. Введение
2. Основы цитологии
3. Организм

19

4. Основы селекции и
биотехнологии
5. Вид

3
19

6. Основы экологии

12

Формы контроля
Текущий контроль
Зачетов – 1
Текущий контроль
Зачетов – 1
Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль
Зачетов – 1
Текущий контроль
Зачетов – 1

Календарно-тематическое планирование
по биологии для 10 класса
2021-2022 учебный год
Количество часов – 35
Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2017.
Лабораторные работы - 2
Часы

1 полугодие
16

2 полугодие
19

Календарно-тематическое планирование
по биологии для 11 класса
2021-2022 учебный год
Количество часов – 34
Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2007.
Лабораторные работы - 2
Часы

1 полугодие
16

2 полугодие
18

Организация проектной деятельности

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в
настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов,
которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из таких задач является овладение
способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение
различных исследовательских работ, участие в проектной деятельности.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто новое, отличное от уже
существующего. Суть метода проектов - стимулировать интерес обучаемых к определенным
проблемам, обладая суммой знаний применить их на практике. В процессе проектного обучения
создаются условия для самостоятельного приобретения знаний, умения пользоваться
приобретенными знаниями для решения практических задач, приобретаются коммуникативные
умения, работая в различных группах.

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по биологии
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их
индивидуальных особенностей
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах
устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение
культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на
практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при
самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые
вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные
представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные
вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного
материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения
опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все
опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики,
вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на
столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако
объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по
основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании
наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей
погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях
единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая
исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное
оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не
может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Список литературы.
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования по
биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.
2. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных
учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2006.
3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2007.
4. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.
Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.:
Издательство «Экзамен», 2006.

Приложение 1
Темы исследовательских проектов по биологии в 10 -11 классе
Аллергия как фактор проявления иммунодефицита.
Бактерицидное действие фитонцидов.
Влияние фитонцидов на сохранность продуктов.
Влияние цвета на настроение человека
Выделение ДНК с последующим электрофорезом из клеток кожицы лука.
Газированная вода - вред или польза?
Генетическая инженерия растений.
Движения у растений.
Денатурация белка
Демографический портрет школы.
Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов.
Изучение влияния гербицидов на культурные растения.
История развития науки Биология
История развития биологии и методы исследования в биологии.
История развития генетики и ее методы
Как научиться жить в согласии с природой? (биоритмы человека).
Кофе - вред или польза?
Маленькие труженики леса
Мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы школьников класса

Наследственные болезни.
Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты
Никогда не рано и никому не поздно полюбить шоколад.
Определение влажности воздуха и изучение влияния ее на здоровье человека.
Основные своиства и структура нуклеиновых кислот.
По следам открытий - в микромире.
Путешествие с молекулой кислорода по организму
Растения-галофиты: видовой состав, характер адаптаций к условиям обитания.
Растения-гидрофиты: видовой состав, приспособления растений к условиям обитания.
Роль биологических исследований в современной медицине.
Симбиоз в жизни растений и животных
Содержание палочника вьетнамского в условиях неволи.
Соя – основа здорового питания или непоправимый вред для организма?
Соя - вред или польза?
Сравнительная характеристика клеток прокариотических и эукариотических клеток.
Сравнительная характеристика морфологии листа растений разных экологических групп.
Сравнительная характеристика строения листа растений с С3 и С4-фотосинтезом
Характеристика состава и свойств воды как фактор, определяющий ее пригодность для
водопользования.
Цветок Дальнего Востока - рододендрон.
Цитология наука о клетке
Что скрывается в чашке чая?
Что скрывается в чашке кофе?
Что скрывается в плитке шоколада?
Экологическая биотехнология. Основные тенденции развития.
Адаптация организмов к условиям окружающей среды.
Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений.
Биотехнология - надежды и свершения
Борьба со старением в 21 веке.
Вирусы - неклеточные формы жизни
Вирусы - беда 21 века.
Влияние стрессов на здоровье человека
Влияние фитонцидных растений на живые организмы.
Гипотезы о происхождении человека
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.
Искусственные органы - проблема и перспективы.
Исчезающие виды растений
Исчезнувшие виды растений.
Модная одежда и здоровье
Научные достижения В.И. Вернадского
Научные и этические проблемы клонирования.
Новые вакцины - надежды и свершения
Отец генетики - Грегор Иоганн Мендель.
Питание современных подростков.
Приоритеты в питании современной молодежи.
Причины нарушения зрения у детей
Расы, расоведение и расизм
Серповидноклеточная анемия
Смешанные браки
Современные взгляды на природу старения.
Стволовые клетки и выращивание органов и тканей.
Старение человека. Есть ли решение проблемы?.
Центры происхождения культурных растений и домашних животных.
Эволюция человека - возможные результаты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».