рабочая программа по географии 8-9 класс в соответствии с ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОУ СОШ № 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 8-9 класса

г. Комсомольск-на-Амуре

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНАЯ ЛИНИЯ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»
8—9 КЛАССЫ
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы.
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442,
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах
учебных предметов»;
- Уставом МОУ СОШ № 32.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях
и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических,
политических процессов, протекающих в географическом пространстве, o проблемах
взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям
проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его
уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т. д.);
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе
его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира;
познание основных природных, социально-экономических, экологических,
геополитических процессов и закономерностей, характерных для географического
пространства России и мира;
формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных,
коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически
целесообразное поведение в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для жизни на Земле;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы,
презентации);
формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных

универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения
знаний по географии обучающимися;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;
всестороннее изучение географии России, включая различные виды её
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Построение содержания учебного курса осуществляется последовательно от общего
к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу
положено
взаимодействие
научного,
гуманистического,
аксиологического,
культурологического,
личностно-деятельностного,
историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной,
региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций. Основу
познавательных учебных действий составляют такие учебные действия, как умение видеть
проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент,
анализировать, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать
свои идеи, давать определения понятий, структурировать мате- риал и др. Основу
коммуникативных учебных действий составляют такие действия, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве
(паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме,
вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по
блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по
9 класс — география России.
Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на формирование у обучающихся
знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и
свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о Земле как
планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг
Солнца; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и
карта — выдающиеся произведения чело- веческой мысли, обеспечивающие ориентацию в
географическом пространстве.
Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обучающихся
о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний
страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионах и
странах, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и
хозяйствен- ной деятельности в различных природных условиях.
Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание —
центральное в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей
и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель — формирование
географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ
взаимосвязи трёх основных компонентов — природы, населения, хозяйства. В 8 классе
изучаются географическое пространство, население, природа и природно-хозяйственные
зоны России, а в 9 классе –отрасли хозяйства и географические районы.

Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов
за пять лет обучения 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в
неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на
ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По
отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь,
содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих
географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким
образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного географического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые предметные и метапредметные результаты.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её,
давать определения понятий, классифицировать, структурировать материал, строить
логическое рассуждение, устанавливать причино-следственные связи, аргументировать
собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять
познавательные и практические задания, в том числе проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной
деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия
одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность
результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели
определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области использования технических средств и информационных технологий
(компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование
умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические
средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной
избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение,
корректно отстаивать свою по- зицию и координировать её с позицией партнёров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе

учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего
полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности
Содержание курса географии.
География Земли (5—7 классы)
5 класс
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления.
Как география изучает Землю.
Практическая работа
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя
Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т.
Хейердала как модель путешествий в древности.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских
землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света — экспедиция

Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение
Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие
Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф.
Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие
Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследование полярных областей
Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические
исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России,
решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических
объектов, открытых в разные периоды.
Составление списка источников информации по теме «Имена русских
первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).
Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли,
их географические следствия.
Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы.
Следствия осевого вращения Земли.
Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на
Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса
освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практические работы
Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных
кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.
Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца
над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.
Раздел 3. Изображения земной поверхности
Тема 2. План и топографическая карта
Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас.
Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их
виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах.
Ориентирование на местности. План местности. Определение направлений на плане.
Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности.
Разнообразие планов и области их применения.
Практическая работа
Проведение полярной съёмки и составление плана местности.
Тема 3. Географические карты
Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт.
Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб
географических карт. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и
меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан.
Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота.
Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни и хозяйственной
деятельности людей.
Практические работы
Определение направлений и расстояний на карте.
Определение географических координат точек на глобусе и картах.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия,

земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.
Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.
Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины
океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте.
Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.
Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных
плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание — разрушение и
изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды
выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия
внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и
связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.
Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Практические работы
Сравнение свойств горных пород.
Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов,
высочайших гор и обширных равнин мира.
Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.
6 класс
Раздел 4. Оболочки Земли (продолжение)
Тема 5. Гидросфера — водная оболочка
Водная оболочка Земли и её состав. Мировой круговорот воды. Значение
гидросферы.
Части Мирового океана. Солёность и температура морской воды. Движение воды в
Мировом океане: волны (ветровые и цунами), течения, приливы и отливы. Тёплые и
холодные течения.
Воды суши. Реки: горные и равнинные. Части реки. Речная система, бассейн,
водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озеро. Происхождение озёрных
котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование. Подземные воды
(грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и
использования. Источники. Гейзеры. Природные ледники: горные и покровные.
Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. Вода — основа жизни на Земле.
Практические работы
Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану.
Тема 6. Атмосфера — воздушная оболочка
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение. Температура
воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей.
Нагревание воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха. Годовой ход
температуры воздуха. Амплитуда температур.
Вода в атмосфере. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование
атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Распределение осадков на Земле.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы.
Муссоны. Пассаты.
Погода, причины её изменения.
Климат и климатообразующие факторы. Климаты Земли. Человек и атмосфера.
Взаимовлияние человека и атмосферы. Практические работы
Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха
и (или) количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения
объектов.
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным
календаря погоды.

Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов.
Тема 7. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Состав и границы биосферы. Растительный и
животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление
живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Живые организмы на суше.
Проблемы биосферы. Охрана биосферы.
Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Расы человека.
Раздел 5. Географическая оболочка
Понятие «географическая оболочка». Свойства географической оболочки.
Природно-территориальный комплекс. Природная зональность и высотная поясность.
Почва: понятие, состав, строение. Типы почв. Охрана почв. Всемирное природное и
культурное наследие ЮНЕСКО. Практическая работа
Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии
окружающей среды своей местности.
7 класс
Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса
Раздел 1. Человек на Земле
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение
численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи
населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность,
естественный прирост населения и их географические особенности. Размещение населения.
Понятие «плотность населения».
Народы и религии мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и
национальные религии.
Хозяйственная деятельность населения: сельское хозяйство, промышленность,
сфера услуг. География видов хозяйственной деятельности.
Города и сельские поселения. Многообразие стран, их основные типы. Культурноисторические регионы мира. Практические работы
Сравнительное описание численности и плотности населения стран по разным
источникам информации.
Определение и сравнение естественного прироста населения стран по источникам
географической информации.
Классификация стран по разным количественным показателям особенностей
населения (естественному приросту, доле городского населения, религиозному и
этническому составу).
Определение по комплексным картам различий в типах хозяйственной деятельности
населения стран разных регионов.
Раздел 2. Главные закономерности природы Земли
История формирования рельефа Земли. Литосферные плиты и образование
континентальной и океанической земной коры. Платформы древние и молодые. Области
складчатости. Формирование современных материков и океанов.
Климатообразующие
факторы.
Географическая
широта
как
основной
климатообразующий фактор. Воздушные массы: понятие, типы. Циркуляция атмосферы
как важный климатообразующий фактор. Преобладающие ветры — пассаты тропических
широт, тропические (экваториальные) муссоны, западные ветры умеренных широт,
восточные (стоковые) ветры полярных областей. Влияние на климат подстилающей
поверхности океанических течений.
Разнообразие климата на Земле. Характеристика основных и переходных климатических
поясов Земли.
Климатические карты. Климатограмма как графическая форма отражения
климатических особенностей.

Мировой океан и его части. Океан и атмосфера: поверхностные водные массы, их
типы; поверхностные течения. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её
измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Жизнь в Океане,
закономерности её пространственного распространения. Экологические проблемы
Мирового океана.
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны: особенности
природы, ресурсы, освоение человеком. Южный океан.
Природные зоны Земли. Высотная поясность.
Практические работы
Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления
закономерностей распространения крупных форм рельефа.
Анализ разных источников географической информации с целью объяснения
географического распространения землетрясений и современного вулканизма.
Определение климатических характеристик территории по климатической карте.
Составление схемы общей циркуляции атмосферы.
Описание климата территории по климатограмме.
Сравнение годового хода температуры воздуха по сезонам года в Северном и
Южном полушариях.
Составление графика годового хода температуры воздуха по статистическим
данным.
Сравнение солёности поверхностных вод Мирового океана на разной широте по
карте солёности поверхностных вод, выявление закономерности её изменения в широтном
направлении.
Выявление закономерностей распространения тёплых и холодных течений у
западных и восточных побережий материков по физической карте мира.
Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
Сравнение высотных поясов гор с целью выявления зависимости их структуры
от географического положения и абсолютной высоты.
Раздел 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка, Австралия и Океания, Южная Америка: географическое положение и
береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их
факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность.
Природные районы. Страны.
Антарктида: географическое положение и береговая линия, рельеф поверхности
ледника и подлёдный рельеф, особенности климата и внутренних вод, органический мир.
Открытие и исследования Антарктиды.
Практические работы
Выявление влияния географического положения на климат материка.
Объяснение особенностей климата экваториального климатического пояса на
примере одного из материков.
Выявление влияния океанических течений у западных и восточных побережий
материков на климат и природные комплексы.
Сравнение высотной поясности горных систем, выявление причин различий.
Сравнение населения южных материков по разным источникам географической
информации.

Выявление природных, исторических и экономических причин, по- влиявших на плотность
населения, на примере одного из регионов.
Определение средней плотности населения стран по статистическим данным.
Описание одной из стран по географическим картам.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка и Евразия: географическое положение и береговая линия,
основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные
природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы.
Страны.
Практические работы
Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной
географической широте, на примере умеренного климатического пояса.
Сравнение расположения природных зон Северной Америки и Евразии и выявление
причин подобного расположения.
Комплексное географическое описание одной из природных зон материков.
Сравнение расположения южной границы распространения многолетней мерзлоты
в Северной Америке и Евразии и выявление причин различий.
Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на
территории Северной Америки и Евразии.
Определение и сравнение естественного прироста населения стран Азии и Европы
по статистическим данным.
Анализ разных источников информации для составления характеристики населения
страны.
Сравнение двух стран по заданным показателям.
Раздел 4. Взаимодействие природы и общества
Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её
охраны.
Глобальные проблемы человечества: продовольственная, сырьевая, энергетическая,
преодоления отсталости стран, экологическая. Проблема глобальных климатических
изменений.
Практическая работа
Оценка последствий изменений компонентов природы в результате деятельности
человека на примере одной из стран.
География России (8—9 классы)
8 класс
Раздел 1. Географическое пространство России
Тема 1. Географическое положение и границы России
Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная
экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные
границы. Континентальный шельф. Страны — соседи России.
Географическое положение России. Виды географического положения.
Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Россия в мире.
Практическая работа
Сравнение по картам географического положения России с географическим
положением других государств.
Тема 2. Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России.
Местное, поясное и зональное время.
Практическая работа
Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон.
Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России

Освоение и изучение территории России в XVI—XXI вв.: землепроходцы, научные
географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны.
Воссоединение Крыма.
Практические работы
Систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических
этапах на основе анализа географических карт.
Объяснение ситуаций в контексте реальных событий.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России.
Районироание территории
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие
и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов Российской Федерации.
Федеральные округа.
Районирование как метод географических исследований. Крупные районы России.
Практическая работа
Обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных
округов с целью выявления различий.
Раздел 2. Население России
Тема 5. Численность населения
Динамика численности населения России и факторы, её определяющие. Переписи
населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости,
смертности и естественного прироста населения России и её географических районов.
Миграции (механическое движение) населения. Прогнозы изменения численности
населения России.
Практическая работа
Определение по статистическим материалам показателей общего, естественного или
миграционного прироста населения своего региона.
Тема 6. Половой и возрастной состав населения
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура
населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы,
её определяющие. Половозрастные пирамиды. Средняя продолжительность жизни
мужского и женского населения России.
Практическая работа
Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа
половозрастных пирамид.
Тема 7. Народы и религии
Россия — многонациональное государство. Языковая классификация народов
России. Русский язык — язык межнационального общения. Крупнейшие народы России и
их расселение.
География религий.
Практическая работа
Анализ статистических материалов с целью построения картограммы
«Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской
Федерации».
Тема 8. Территориальные особенности размещения населения
Географические особенности размещения населения: их обусловленность
природными, историческими и социально-экономическими факторами. Главная полоса
расселения.
Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов.
Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация
городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России.
Монофункциональные города. Современные тенденции сельского расселения.
Практическая работа

Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий
жизни населения с целью выявления факторов размещения населения.
Тема 9. Миграции населения
Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция.
Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных
потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в
разные исторические периоды.
Раздел 3. Природа России
Тема 10. Природные условия и ресурсы
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов по
разным признакам.
Практические работы
Сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким
источникам информации.
Оценка природно-ресурсного капитала одного из районов России по картам и
статистическим материалам.
Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические
структуры: платформы и складчатые пояса.
Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением
основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные
процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Внешние процессы: древнее и современное
оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Влияние рельефа на хозяйственную
деятельность людей. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека.
Антропогенные формы рельефа.
Минеральные ресурсы: виды и проблемы рационального использования.
Рельеф своей местности.
Практические работы
Сравнительное описание двух горных систем России по нескольким источникам
информации.
Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов
страны.
Объяснение распространения по территории России опасных геологических
явлений.
Тема 12. Климат
Факторы, определяющие климат России. Географическая широта как главный
фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Радиационный баланс.
Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Типы воздушных масс на
территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их
изображение на картах погоды.
Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по
территории России. Испаряемость. Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и
хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным
климатическим условиям на территории страны. Опасные и неблагоприятные
метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения.
Климатические изменения на территории России.
Агроклиматические ресурсы. Климат своей местности.
Практические работы

Описание погоды территории по карте погоды.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по
территории страны.
Оценка основных климатических показателей одного из географических районов
страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 13. Внутренние воды и моря
Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования.
Внутренние воды России. Реки: распределение по бассейнам океанов. Главные
речные системы России: питание, режим. Крупнейшие озёра России, их происхождение.
Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и
загрязнения.
Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории
России.
Внутренние воды и водные ресурсы своей местности.
Практические работы
Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа.
Объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических
природных явлений на территории страны.
Тема 14. Почвы, растительный и животный мир
Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные
зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России.
Изменение почв в ходе их хозяйственного использования.
Меры по сохранению плодородия почв — мелиорация земель: борьба с эрозией,
осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв. Основные типы растительности
России. Особенности животного мира России: видовое разнообразие; факторы, его
определяющие. Ресурсы растительного и животного мира.
Тема 15. Природно-хозяйственные зоны
Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и
взаимообусловленность их компонентов.
Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи,
полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров,
растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические
проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах.
Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории
России: заповедники, заказники, национальные парки. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России.
Практические работы
Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России.
Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий
России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах.
Сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических
изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа
нескольких источников информации.
9 класс
Раздел 1. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства
Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, факторы их
формирования и развития. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона
хозяйственного освоения. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный

продукт (ВРП) как показатели уровня развития страны и регионов. Факторы размещения
производства.
Человеческий
капитал
России.
Природно-ресурсный
капитал
России.
Производственный капитал России. Распределение производственного капитала по
территории страны.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Топливно-энергетический комплекс: состав и значение в хозяйстве.
Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных
и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место
России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного
этапа освоения шельфовых месторождений топлива.
Электроэнергетика: основные типы электростанций (включая станции,
использующие возобновляемые источники энергии — ВИЭ), их особенности и доля в
производстве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии.
Атомные, тепловые и гидроэлектростанции. Каскады ГЭС. Энергосистемы.
Влияние ТЭК на окружающую среду. Направления развития ТЭК России.
Практические работы
Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости
электроэнергии для населения России в различных регионах.
Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах
страны.
Тема 3. Металлургия
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве металлов.
Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения
предприятий металлургического комплекса. География металлургии чёрных и цветных
металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние
металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса
России.
Практическая работа
Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью
определения структуры себестоимости производства алюминия.
Тема 4. Машиностроение
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
машиностроительной
продукции.
Факторы
размещения
машиностроительных
предприятий. География важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей
среды. Направления развития машиностроения России.
Практическая работа
Анализ различных источников информации о машиностроении России.
Тема 5. Химическая промышленность
Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в
мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей.
Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития
химической промышленности России.
Практическая работа
Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения
предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства
синтетического каучука).
Тема 6. Лесопромышленный комплекс
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции
лесопромышленного комплекса. Факторы размещения пред- приятий. География
важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития
лесопромышленного комплекса России.

Практическая работа
Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и
«Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения
перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 7. Агропромышленный комплекс
Состав и значение в экономике страны.
Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей
хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и
окружающая среда.
Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления
развития.
Пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей. Пищевая промышленность и окружающая
среда. Направления развития пищевой промышленности России.
Лёгкая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей. Лёгкая промышленность и окружающая
среда. Направления развития лёгкой промышленности России.
Практическая работа
Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей
АПК.
Тема 8. Инфраструктурный комплекс
Состав и значение в хозяйстве.
Транспорт. Состав и значение в хозяйстве. Грузооборот и пассажирооборот.
Транспортные узлы. Транспортная система.
Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и
трубопроводный транспорт: особенности, география, влияние на окружающую среду,
направления развития.
Связь: состав и значение в хозяйстве. География связи. Направления развития связи
в России.
География туризма и рекреации.
Наука и образование: значение в хозяйстве, география. Наукограды. Направления
развития науки и образования.
Раздел 2. Регионы России
Темы 9—17. Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия,
Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток
Европейская и азиатская части России: территория, географическое положение,
природа, население, хозяйство.
Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский
Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток: состав и
географическое положение, особенности при- роды и природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.
Практические работы
Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе
использования нескольких источников информации.
Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям.
Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических
районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических
данных.
Оценка туристско-рекреационного потенциала региона.
Раздел 3. Россия в мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в
мировой торговле. Россия в системе мировых транспортных коридоров.

Планируемые результаты изучения курса географии
Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и
формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных
программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами.
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы
в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания
в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
· создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли
Выпускник научится:
· различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
· сравнивать особенности населения регионов и стран;
· использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими
процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
· проводить расчёты демографических показателей;
· объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
· приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о
населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества,
стран и регионов;
· самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,
связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,
населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в
географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
оценивать положительные и отрицательные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной
системы.

Выпускник научится: Природа Росси
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать с использованием статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, о развитии
человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных
предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать с помощью анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать с использованием статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, о развитии
человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных
предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать с помощью анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России
Районы России
Выпускник научиться:
знать особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,

связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их
частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе не- скольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации
природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на
территории России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателя- ми и показателями других
стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает
использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» с 5 по 9
класс.
УМК для 5—6 классов
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ.
Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы.
Базовый уровень
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 5—6 классы.
Учебник
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы
Атлас. 5—6 классы
Контурные карты. 5 класс
Контурные карты. 6 класс
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы
УМК для 7 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих про- грамм.
Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы.
Базовый уровень
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 7 класс. Учебник
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс
Атлас. 7 класс
Контурные карты. 7 класс
В. В. Николина и др. География. Поурочные разработки. 7 класс
УМК для 8 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих про- грамм.
Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы.
Базовый уровень
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 8 класс. Учебник
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс
Атлас. 8—9 классы
Контурные карты. 8 класс

В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс
УМК для 9 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих про- грамм.
Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы.
Базовый уровень
А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 9 класс. Учебник
В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс
Атлас. 8—9 классы
Контурные карты. 9 класс
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».