рабочая программа по географии 10-11 класс в соответствии с ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОУ СОШ № 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 10-11 класса

г. Комсомольск-на-Амуре

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНАЯ ЛИНИЯ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»
10—11 КЛАССЫ.
Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10—
11 классов линии «Полярная звезда» Ю. Н. Гладкого и В. В. Николиной.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442,
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах
учебных предметов»;
- Уставом МОУ СОШ № 32.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего и основного общего образования, в том числе и в использовании
основных видов учебной деятельности обучающихся.
Общая характеристика курса географии
Структура примерной программы по географии на базовом и углублённом уровнях
ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения
обучающихся, а также на решение воспитательных и развивающих задач среднего общего
образования, задач со- циализации личности.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о
современном мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим
народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено
на достижение следующих целей:
сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного
общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
развить пространственно-географическое мышление;
воспитать уважение к культурам других народов и стран;
сформировать представление о географических особенностях природы, населения
и хозяйства разных территорий;
научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных
процессов и явлений, происходящих в мире;
воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к
окружающей среде.
Место курса географии в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации отводит на изучение географии в 10 и 11классах 1 час в
неделю.(70 часов за два года обучени
Курс географии ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и
мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач
общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый курс

географии сочетает в себе элементы общей географии и географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира,
которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического
разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных
явлений и процессов разных территорий.
Планируемые предметные и метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая
внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей;
выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических за- дач, применению различных
методов познания;
способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать ин- формацию, получаемую из различных
источников;
умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях,
оценивать их последствия;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами
деятельности;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего
образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных,
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации географической
информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности

окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных
проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально- экономических аспектах
экологических проблем.
Содержание курса географии.
География. 10—11 классы.
Тема 1. Человек и ресурсы Земли
Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и
природы, изменение окружающей среды в прошлом и на- стоящем. Природа и
цивилизация.
Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные
виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природноресурсный потенциал. Роль
природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира.
Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.
Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими
различных стран и регионов.
Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение
дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.
Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и
лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль
Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.
Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества.
Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и
нерациональное природопользование.
Практические работы
Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.
Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и
Саудовской Аравии.
Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах
земного шара (на примере лесных ресурсов).
Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».
Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).
Тема 2. Политическая карта мира
Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и
новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте
мира. Современная политическая карта мира.
Государство — главный объект политической карты. Формы правления:
монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и
федеративное.
Типы государств. Главные критерии типологии. Политическая география и
геополитика.
Практические работы
Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.
Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и
разными формами государственного устройства.
Тема 3. География населения
Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его при- чины и
последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая
политика. Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные

государства. Основные очаги этнических конфликтов.
Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость
населения.
Географические особенности размещения населения. Плотность населения.
Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный
процесс. Основные причины и типы миграций в мире.
Практические работы
Прогнозирование изменения численности населения мира.
Определение на основе статистических данных состава и структуры населения
мира.
Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и
западноевропейских стран.
Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.
Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций
Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный
ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации.
Всемирное наследие ЮНЕСКО.
География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии.
Христианство, ислам, буддизм.
Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская,
исламская,
японская, негро-африканская.
Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.
Практические работы
Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на
выбор учителя).
Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.
Тема 5. География мировой экономики
Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и
территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научнотехническая революция на современном этапе.
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение
экономики.
География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность.
Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая,
деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения.
Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.
Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные
международные магистрали и транспортные узлы.
Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция.
География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и
туризм.
Практические работы
Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из
постиндустриальных стран.
Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения
России.

Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей
промышленности (по выбору учащегося).
Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору
учащегося).
Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям
мира.
Тема 6. География в современном мире
География как наука. География — система наук. Естественная география.
Общественная
география.
Методы,
используемые
географической
наукой:
статистический,
описательный,
экспедиционный
(полевой),
сравнительногеографический,
математический,
моделирование,
аэрокосмический,
геоинформационный. Пространство. Территория. Акватория. Аэротория.
Практическая работа
Описание основных характеристик одной из географических наук.
Тема 7. География природная и география общественная
Широтная зональность, долготная секторность, высотная поясность. Природные
комплексы.
Природно-антропогенные
комплексы.
Физикогеографическое
районирование.
Эволюция общественной географии. Теория «диффузии нововведений». Концепция
полюсов и центров роста. Теория осей развития. Теория территориальнопроизводственных комплексов. Кластерная теория.
Практическая работа
Написание эссе на тему «Изменения в новейшей общественной географии».
Тема 8. Регионы и страны
Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры
экономической мощи и «полюсы» бедности.
Практическая работа
Характеристика (по типовому плану) одной из международных организаций (по
выбору учащегося).
Англо-Саксонская Америка.
Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и
ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в
формировании американской нации. Экономика США. Канада. Географическое
положение. Природные условия и ресурсы.
Особенности населения. Развитие экономики.
Практические работы
Характеристика одной из отраслей экономики США.
Составление экономико-географической характеристики Канады (по типовому
плану).
Латинская Америка. Географическое положение. Политическая карта региона.
Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика:
современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской
Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их
развития.
Практические работы
Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской
Америки.
Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по вы- бору учащегося).

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные
субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика.
Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика. Внутренние различия.
Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Практические работы
Выполнение теста «Природные ресурсы Германии».
Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору
учащегося).
Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств
Западной Европы (по выбору учащегося).
Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Географическое положение.
Население. Экономика. Внутренние различия.
Постсоветский регион. Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия
и Молдавия. Страны Закавказья.
Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население.
Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства
стран СНГ.
Практические работы
Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.
Миграционная политика Центральноазиатского региона.
Зарубежная Азия. Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы.
Население.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия
и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия.
Крупнейшие экономические зоны.
Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.
Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.
Практические работы
Оценка эффективности демографической политики Китая.
Характеристика одной из отраслей экономики Китая.
Выполнение теста «Географическое положение Японии».
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы.
Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Географическое положение. Природные
условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние
различия.
Практическая работа
Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского
полуострова.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение.
Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.
Южно-Африканская Республика — единственное экономически развитое государство
Африки.
Практическая работа

Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической
Африки.
Австралия и Океания. Природа. Население. Экономика. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия.
Новая Зеландия.
Практические работы

Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.
Тема 9. Глобальные проблемы человечества
Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география.
Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема.
Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений
общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.
Практические работы
Выявление на основе различных источников информации приоритетных
глобальных проблем человечества.
Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем
человечества.
Анализ проблемы продовольствия в Африке.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем
человечества.
Примерное тематическое планирование
Тематическое планирование — основа организации учебного процесса.
Тематический план отражает последовательность реализации содержания программы
учебной дисциплины с учётом специфики организации образовательного процесса,
позволяет выстроить уроки в определённой си- стеме, прогнозировать основные
направления образовательной (освоение знаний и овладение умениями), развивающей
(развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся) и воспитательной (воспитание качеств личности и применение знаний и
умений в повседневной жизни) работы.
Особая роль тематического планирования заключается в его инвариантном
практико-ориентированном характере, предметной целостности и алгоритмичности
реализации.
В тематическом планировании приведены учебные часы на изучение темы как на
базовом, так и на углублённом уровне. Количество учебных часов при углублённом
изучении темы с использованием информационных блоков и других источников знаний
показано цифрой после косой линии.
Планируемые результаты изучения курса географии.
Человек и ресурсы Земли
Выпускник научится:
· различать этапы освоения Земли человеком;
· понимать изменение характера связей человека с природой;
· оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
· определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;
· различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное
природопользование»;
· оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных,
агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на
качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;
· использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную
среду в реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:
· оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
· выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической
среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия
в мире.
Политическая карта мира
Выпускник научится:
·
понимать этапы формирования политической карты мира;
·
анализировать количественные и качественные сдвиги на политической
карте мира;
·
прогнозировать изменения на политической карте мира в результате
международных событий, процессов и явлений;
·
оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;
·
различать понятия «политическая география», «политико-географическое
положение», «геополитика».
Выпускник получит возможность научиться:
·
анализировать статистические материалы и данные средств массовой
информации;
·
оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.
География населения
Выпускник научится:
·
различать демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения отдельных регионов и стран мира;
прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных
регионов;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в
воспроизводстве населения регионов и стран мира;
анализировать основные направления демографической политики в различных
странах мира;
определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы
их распространения, половозрастную структуру населения;
выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории
Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие
города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных
миграций населения;
оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных
стран и регионов;
объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;
анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе
динамики его изменений.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о
населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества, стран и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,
связанное с изучением населения.
География культуры, религий, цивилизаций
Выпускник научится:
различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых
религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.

Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения
творческих заданий.
География мировой экономики
Выпускник научится:
объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;
· оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни
общества — науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;
· оценивать технико-экономические и организационно-экономические факторы
размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой
экономики, место России в мировой экономике;
· понимать значение понятия «международное разделение труда», формы
мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
· выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового
хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;
· характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского
хозяйства;
· определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
· объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию
производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
· выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и
стран;
· определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами
важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
· составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и
сравнительную географическую характеристику двух стран.
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики
отдельных стран.
Выпускник научится:
· понимать принцип строения культурно-исторических регионов;
· определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое
положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический и
религиозный состав населения, особенности развития и размещения хозяйства отдельных
регионов и стран мира;
· выявлять специфику крупных регионов и стран мира;
· выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать
экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;
· составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;
· сопоставлять географические карты различной тематики;
прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических
явлений и процессов на основе картографических источников информации;
строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать
на их основе выводы;
использовать средства информационных технологий для поиска необходимой
учебной информации и статистических данных.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и
процессов;
оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;
интерпретировать природные и социально-экономические характеристики
различных регионов и стран на основе картографической информации;

проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в
регионах и странах мира.
Глобальные проблемы человечества
Выпускник научится:
понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;
выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную
среду в современном мире;
устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических
процессов и явлений;
выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших природных и экологических процессов;
проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;
прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и
явлений на основе картографических источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
формулировать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества;
создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и
процессов;
интерпретировать экологические характеристики различных территорий на основе
картографической информации.
При изучении географии на углублённом уровне выпускник научится:
· определять роль современного комплекса географических наук в решении
современных научных и практических задач;
· выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
· проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов;
· прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
· прогнозировать закономерности и тенденции развития социально- экономических
и экологических процессов и явлений на основе картографических источников
информации;
· использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки
информации;
·
составлять
комплексные
географические
характеристики
природнообщественных территориальных систем;
· создавать простейшие модели природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, явлений и процессов;
· интерпретировать природные, социально-экономические и экологические
характеристики различных территорий на основе картографической информации;
· прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных
факторов;
· анализировать причины формирования территориально-общественных систем и
факторы, влияющие на их развитие;
· прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных
регионов;
· анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе
динамики его изменений;
· оценивать вклад отдельных макрорегионов в мировое хозяйство;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов

природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
· выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, её роль в международном географическом разделении труда;
· понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической
среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия
в странах и макрорегионах мира;
выявлять
и
характеризовать
взаимосвязанные
природно-общественные
территориальные системы на различных иерархических уровнях географического
пространства;
выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории
макрорегиона, страны или её части;
формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о
взаимодействии компонентов природно-общественных территориальных систем;
моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных
географических явлений и процессов.











·
·
·

Обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает
использование УМК линии «Полярная звезда» для 10 и 11 классов.
УМК для 10 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ.
Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11
классы. Базовый уровень
Ю. Н. Гладкий, В. В Николина. География. 10 класс. Базовый и углублённый
уровни
Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10— 11 классы
Атлас. 10—11 классы
Контурные карты. 10 класс
Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Поурочные разработки. 10—11
классы
УМК для 11 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ.
Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11
классы. Базовый уровень
Ю. Н. Гладкий, В. В Николина. География. 11 класс. Базовый и углублённый
уровни
Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10— 11 классы
Атлас. 10—11 классы
Контурные карты. 11 класс.
Правильное использование проектной деятельности дополняет классическую систему
образования, учит школьников самостоятельно добывать знания.
Чем полезен метод проектов в средней школе:
1. Повышает мотивацию к учёбе.

2. Включается процесса самообразования.
3. Ученик решает творческие задачи, включается интерес к обучению.
4. Школьник готовится применять методы и приём научного исследования.

Предполагаемые темы проектов для средней школы
5-6 классы
1.
2.
3.
4.

Геральдика Хабаровского края.
Современная модель Вселенной.
Великие озёра России.
В чем заслуга Эратосфена.

1.
2.
3.
4.

7 класс
Мировой океан.
География на купюрах.
Современные исследования Антарктиды.
Великие географические открытия.
8-9 класс

1.
2.
3.
4.

География на почтовых марках.
Этнический состав населения.
Экологические проблемы морей России.
Альтернативные источники энергии.
10-11 класс

1.
2.
3.
4.
5.

Атомная энергетика: за и против.
Антропогенные катастрофы в природе.
Глобальные проблемы человечества.
Географические проблемы урбанизации.
Демографическая ситуация в России.

Защита проектов по выбору 7-8 классов осуществляется на школьной научнопрактической конференции, 9 класс - итоговая защита по положению «Об организации
проектной и учебно - исследовательской деятельности учащихся».
Критерии оценки учебной деятельности по географии по ФГОС
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на
правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала,
точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка Критерии оценивания
Обучающийся:
«5»
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения,
выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и

«4»

«3»

внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не
повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта,
который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки
работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- показывает хорошее знание карты и использование ее, верное решение
географических задач.
Обучающийся:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты
при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не
более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или
при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные
термины
1. - Ответ самостоятельный;
2. Наличие неточностей в изложении географического материала;
3. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях;
4. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов
учителя восполняются сделанные пропуски;
5. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий
изучаемых географических явлений;
6. Понимание основных географических взаимосвязей;
7. Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Обучающийся:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда

«2»

«1»

последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,
или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков
работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические
связи.
Обучающийся:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые
не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Обучающийся:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий
анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других
обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка Критерии оценивания
Обучающийся:
«5»
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
«4»
Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- не более двух недочетов.
«3»
Обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок
- не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета
- не более двух-трех негрубых ошибок

«2»

«1»

- не более одной негрубой ошибки и трех недочетов
Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Обучающийся:
- допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка «3»;
- если правильно выполнил менее половины работы.
Обучающийся:
- не приступал к выполнению работы;
- правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.
1. Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем
уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Количество вопросов в тесте Время выполнения Критерии оценивания
10 вопросов
10 – 15 минут
«5» - 10 правильных ответов
«4» - 7 – 9 правильных ответов
«3» - 5 – 6 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов
20 вопросов
20-30 минут
«5» - 18 – 20 правильных ответов
«4» - 14 – 17 правильных ответов
«3» - 10 – 13 правильных ответов
«2» - менее 10 правильных ответов
30 вопросов
30 – 40 минут
«5» - 27 – 30 правильных ответов
«4» - 22 – 26 правильных ответов
«3» - 15 – 21 правильных ответов
«2» - менее 15 правильных ответов
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся
работали
полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения
предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения
практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические
умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана
самими обучающимися.
«4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном
объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не
влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового
плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа,
таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников.
Работа показала знание основного теоретического материала и овладение
умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

«3»

«2»

«1»

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя
или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу
обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать
возможность доделать работу дома). Обучающиеся
показали
знания
теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной
работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими
инструментами.
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к
выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать
правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных
обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой
работы.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных
обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка Критерии оценивания
«5»
правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное
выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы
«4»
правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов
«3»
правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в
формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
«2»
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
«1»
полное неумение использовать карту и источники знаний
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки
(грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений
теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их
измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт,
наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная

неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух
из этих признаков второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с
определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения
измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий
работы прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика
(например, изменение угла наклона) и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного
ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов,
наблюдений, заданий;
2) ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.














Требования к выполнению практических работ в контурных картах.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с
использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит
свою фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу
карты подписывают номер и название практической работы.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми
карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и
обучающиеся делают ошибки.
Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно
печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и
рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать
синей пастой.
Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу
карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже
подписывают географические названия.
При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки
отобразите в легенде карты.
Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания
(избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную
работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае
добавления в работу излишней информации).
Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за
работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и
более баллов).

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».