адаптивная программа по обществознанию 6-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОУ СОШ № 32

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

для обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.1)
для 5–9 классов основного общего образования

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 класса составлена на основании:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ
(Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
3. «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к
использованию Министерством образования и науки РФ.
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089;
6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования» (с последующими дополнениями и
изменениями);
7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на
учебный год.
8. Обществознание, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред.
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова: М, Просвещение, 2014.
Особенности обучения в данном классе:
по плану 1 час в 2 недели, в год 17 часов.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов
реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс
интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые,
этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную
систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит
обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе,
необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и
обязанностей.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:


развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,









способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным
в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей,
об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных
ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и
высшего профессионального образования, и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для
участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и
особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить
следующие задачи:












создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний,
опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоциональнооценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном
уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения
гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях
социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в
формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и
учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных
социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте
(член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной
социальной информации из различных источников, включая анализ положения в
своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной
социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь
через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий,
которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и
воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в
процессе ориентировки в социальной информации;





помочь формированию осведомленности и практическому освоению
конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором
достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в
социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о
возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих
склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура курса и последовательность предъявления материала
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для
основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и
логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса
для школьников-подростков.
Курс обществознания в 8 классе «Человек, природа, общество» — опирается на
представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы,
малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру,
общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных
отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими
людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь,
постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных
ситуациях.
Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации
жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны
тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван
помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе
с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.
Введение к курсу призвано сформировать у учащихся положительную установку на
изучение нового для них обществоведческого предмета, а также познакомить с его
ключевой идеей — идеей гуманизма. Эта идея в дальнейшем рассматривается в развитии
в самых разных связях и проявлениях.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного,
компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения
программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными
видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:


осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;



освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.





Метапредметные результаты:






способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:






овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей
страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;

Содержание учебного предмета, курса.
Личность и общество. (4 ч). Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.
Взаимосвязь сфер общественной жизни. Природа как основа возникновения и
жизнедеятельности человека и общества. Экологические проблемы. Современные
подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное
общества. Человечество в XXI в. Глобализация. Терроризм. Основные закономерности

развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный
прогресс. Реформа и революция. Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает
влияние на человеческую личность. Социализация: содержание и стадии процесса.
Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье.
Сфера духовной культуры. (4 ч). Сфера духовной жизни и её особенности. Культура
личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России. Мораль.
Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро
и зло. Критерии морального поведения. Долг. Совесть. Объективные обязанности и
моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Моральный выбор.
Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение человека.
Критический анализ собственных поступков и помыслов. Значимость образования в
условиях информатизационного общества. Основные элементы системы образования в
РФ. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, её значение в жизни
современного общества. Нравственные принципы труда современного учёного.
Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия- одна из форм
культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного
общества. Свобода совести.
Социальная сфера. (3 ч). Социальная структура общества. Социальная мобильность.
Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальный конфликт, пути его разрешения. Строение общества. Социальный статус и
социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Экономика. (7 ч). Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды
ресурсов экономики. Экономический выбор. Экономические блага. Альтернативная
стоимость. Основные вопросы экономики. Функции экономической системы. Модели
экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности.
Защита прав собственности. Рынок, рыночный механизм регулирования экономики.
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы
рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса
и предложения. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда
и специализация. Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель:
экономический статус, поведение. Функции. Цели фирмы, её организационно-правовые
формы. Малый бизнес и его роль в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги,
уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное
потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы
защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские
услуги, предоставляемые гражданам. Потребительский кредит. Безработица. Причины
безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в
обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные
курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тематическое планирование

№
п\п

Наименование
разделов и тем

Всего
часов

1

Личность и
общество.
Сфера духовной
культуры.
Социальная
сфера.
Экономика.

2.
3.
4.

В том числе (практ, лаб\р конт.р и т.д)
Теоретические
часы

Практические
рабаты

Контрольные
работы

4

4

0

0

4

4

0

0

3

4

0

0

7

7

0

0

Методические пособия для учителя:
1. Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н.
Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
2. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для
учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
3. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки
социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа,
1996.
4. Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические
упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.:
Российское педагогическое агентство, 1996.
5. Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социальнопсихологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная
Педагогическая Академия, 1998.
6. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по
общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа,
2008.
7. Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9
классы. - М. : Просвещение, 2010.
8. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В.
Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Дополнительная литература для учителя:
1.
2.
3.
4.
5.

Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.

6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В.
В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
7. Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для
студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ
ВЛАДОС, 2001.
8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект,
2010.
9. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с
решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
10. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся
общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.:
Дрофа, 1997.
11. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М :
ИНФРА-М, 2010.
12. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.:
Астрель, 2010.

Календарно-тематическое планирование. 8 «а» класс. Обществознание.
Количество часов: 17 часа. Режим занятий 0,5 часа в неделю.
№
п/п

Дата предполагаемая

Дата фактическая

Тема урока

Глава I. Личность и общество.
Что делает человека
человеком? Человек,
общество, природа.

1

04.09

2

18.09

Общество как форма
жизнедеятельности людей.
Развитие общества.

3

02.10

Как стать личностью.

4

16.10

5

13.11

6

27.11

7

11.12

Повторение по главе I.
Глава II. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной жизни.
Мораль.
Долг и совесть. Моральный
выбор – это ответственность.
Образование. Наука в
современном обществе.
Религия как одна из форм
культуры.

Домашнее
задание
§ 1, 2
пересказ,
ответить на
вопрос № 2.
§ 3,4
пересказ,
ответить на
вопрос № 3.
§ 5 пересказ,
ответить на
вопрос № 3.
Тестирование
§ 6, 7
пересказ.
§ 8, 9
пересказ,
ответить на
вопрос № 4.
§ 10 -12
пересказ.

8

25.12

10

22.01

11

05.02

12

19.02

13

05.03

14

19.03

15

02.04

16

16.04

17

30.04

18

14.05

19

28.05

Повторение по главе II.
Глава III. Социальная сфера.
Социальная структура
общества. Социальные
статусы и роли.
Нации и межнациональные
отношения. Отклоняющееся
повеление.
Повторение по главе III.
Глава IV. Экономика.
Экономика и ее роль в жизни
общества. Главные вопросы
экономики.
Собственность. Рыночная
экономика.
Производство – основа
экономики.
Предпринимательская
деятельность.
Роль государства в
экономике. Распределение
доходов. Потребление.
Инфляция. Безработица, ее
причины и последствия.
Мировое хозяйство и
международная торговля.
Повторение по главе IV.

Тестирование.
§ 13, 14
пересказ.
§ 15, 16
пересказ,
ответить на
вопрос № 3.
Тестирование.
§ 17, 18
пересказ,
заполни
таблицу на
стр. 150
§ 19, 20
пересказ.
§ 21, 22
пересказ.

§ 23- 25
пересказ,
ответить на
вопрос № 2.
§ 26, 27
пересказ.
§ 28 пересказ,
ответить на
вопрос № 2.
Тестирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».