рабочая программа по истории 8-9 класс в соответствии с ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Хабаровского края
Управление образования г. Комсомольска-на Амуре
МОУ СОШ № 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «История»
для обучающихся 8-9 классов

Г.Комсомольск-на-Амуре

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,
ФБУПа (2004 г.), Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы по истории для 9 класса (Рабочая
программа составлена на основе программы «Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в». Авторы: А.О. Сороко – Цюпа. О.Ю.
Стрелова -24 часа и 44 часа программы «Россия в XX – начале XXI в. 9 класс». Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва
«Просвещение» 2008).
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и
социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся
многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные
образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об
историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов,
ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования являются частью концентрической системы исторического образования.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведѐнные в простейшую
пространственно – хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определѐнных
эпох, знакомятся с основными событиями исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения
наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных
систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте
человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами
исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть
ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков,
формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Курсы изучаются синхронно
– параллельно с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов. Распределение учебного времени: Всеобщая история (Новейшая и
современная история) – 24 часа; История России (Новейшая и современная история) – 44 часа.
Рабочая программа учитывает специфику классов, в которых будет осуществляться учебный процесс:
 в 9 В,Б классе планируются задания продуктивного уровня: сочинения, проекты, создание компьютерных презентаций; виды
деятельности: уроки решения учебных задач, исследовательская и поисковая; деловые и ролевые игры.

Цели
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
 воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам
общественной жизни;
 освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
преемственности;
 овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
 формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,
этнонациональными традициями;
 применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к
представителям других народов и стран.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения учебного предмета
«История» отводит 68 часов в IX классе, из расчѐта 2 учебных часа в неделю.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен
знать/ понимать
 этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
 изученные виды исторических источников.
уметь
 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных
источников;
 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических
событий;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать
описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов

исторических источников; использовать приобретѐнные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчѐтов об
экскурсиях, рефератов;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
 объяснять своѐ отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям
отечественной и мировой культуры;
использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
 использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
УМК
Учебник История России XX – XXI века. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина,
М.Ю. Брандт .Москва «Просвещение» 2009.
Учебник Новейшая история XX век. Авторы: О.С. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа.
Москва «Просвещение» 2009.
Мир в XXI веке. Под ред. О.С. Сороко-Цюпы.М.,2009
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь в 2 - х частях. – М.: Просвещение, 2012.

Учебно-тематический план
№
п/п

Разделы, темы

Количество часов

«Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в»
Примерная программа
1. Тема
2. Тема
3. Тема
4. Тема
5. Тема
6. Тема
7. Тема
8. Тема
9. Тема

Введение. Новейшая история как историческая эпоха.
Страны Европы и США в 1900 – 1918 гг.
Первая мировая война.
Версальско – Вашингтонская система в действии.
Страны Азии и Латинской Америки в первой
половине XX в.
Вторая мировая война и еѐ уроки.
Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития.
Страны и регионы мира во второй половине XX в. : единство и
многообразие.
XXвек и культура.
Глобализация, тенденции и проблемы современного мира.
ИТОГО
«Россия в XX – начале XXI в. 9 класс».

№ п/п

Название раздела, темы.

1.Тема
2.Тема
3.Тема
4.Тема
5.Тема
6.Тема
7.Тема
8.Тема
9.Тема

Россия в начале XX в (1900 – 1916 гг ).
Россия в 1917 – 1927 гг.
СССР в 1928 – 1938 гг.
Великая Отечественная война.
СССР в 1945 – 1952 гг.
СССР в 1953 – середине 60 – х гг.
СССР в середине 60 – х середине 80 – х гг.
Перестройка в СССР. 1985 – 1991 гг.
Новая Россия. 1991 – 2006 гг.
Повторение.
Родной край.
ИТОГО

Примерная
программа
12
13
7
6
4
4
4
4
6
6
4
68

Рабочая программа.

1
6

1
5

10
3

6
2

3
5
4

3
2
3

2
1
35

1
1
24

Рабочая программа
8
8
6
6
3
3
3
3
4
44

Содержание программы
Всеобщая история
Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в.(24 ч)
Авторы: А. О. Сороко-Цюпа, кандидат исторических наук; О. Ю. Стрелова, доктор педагогических наук
Данная программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу «Новейшая история зарубежных стран» для 9 класса общеобразовательных
учреждений и отражает особенности структуры и содержания одноименного школьного учебника, авторы О. С. Сороко-Цюпа и А. О. Сороко-Цюпа (Просвещение, 2006).
Тема 1. Страны Европы и США в 1900—1918 гг. Первая мировая война (5 ч)
Введение. Новейшая история как историческая эпоха. Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость,
глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в
новом тысячелетии.
Мир в начале XX в. - предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая
революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы
исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в.
Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как
один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации
накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.
Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи.
Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.
Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы:
консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социалреформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.
Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба
за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.
Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой
мировой войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы
человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта
сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 -1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы
послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.
Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (6 ч)
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право).
Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистическом движении:
образование леворадикальных сил - коммунистических партий. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских партий.
Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг.
Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэсаи перемещение
экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.
Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса.
Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либеральнодемократическая модель - социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины
наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30.-е гг. XX в.

Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта:
его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический
итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.
Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и
социальными проблемами.
Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во Франции. Историческое значение либерально-демократической модели
преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации
внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии.
Особенности итальянского фашизма.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса.
Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной
диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественнополитической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.
Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь.
Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры.
Особенности испанского фашизма.
Международное положение СССР в 1930-е гг. - конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные
действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность
политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио (1937 г.),
Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.
Тема 3.Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (2 ч)
Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и
проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций
и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.
Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских
стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки.
Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (3 ч)
Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.).Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г.
Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над
фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг.
Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои.
Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников
антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом
океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для
человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США.
Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав
ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.
РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в. (9ч)
Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (2 ч)
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».

Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка
вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав - СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и
сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах
Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной
Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы.
Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее
атрибуты и символы.
Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылкиперехода к постиндустриальному
(информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и
образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либеральнореформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX - начале XXI в. в
условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).
Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое
течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианскодемократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социалдемократов и переход на платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм.
Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX - начале XXI в.
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX - начале XXI в. Новые социальные движения
в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи
и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как
движения гражданских инициатив.
Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XXв.: единство и многообразие. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (3 ч)
США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 19451990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США - сверхдержава в конце XX
- начале XXI в.
Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер «консервативная революция». Э. Блэр - политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании.
Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля.
Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика
сосуществования левых и правых сил у власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж - инициатор европейской интеграции.
Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в.
Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии.
Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е гг.),
объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги.
«Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и
политические проблемы объединенной Германии.
Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической
системы (социалистический лагерь).
Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в
экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Революции 1989-1990-х гг. в
странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги
на рубеже XX-XXI вв.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и
Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели
взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки,
Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.
Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX
в.
Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао
Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.
Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.
Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в.
Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце XX начале XXI в.
Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка
вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение
США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная
интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российскоамериканские отношения в конце XX - начале XXI в.
Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов,
производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и
культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.
Тема 7. Культура XX века (2 ч)
Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам
бессознательного и иррационального. Науки об обществе в начале XX в.
Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX - начала XXI в.
Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления - импрессионизм, постимпрессионизм, символизм
и др.). Авангард (художественные направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в
архитектуре.
Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).
Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д.
ДосПасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).
Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин). Наступление тоталитаризма в 1930е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк - новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство
на службе у пропаганды.
Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества.
Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный
компьютер. Интернет.
Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж- Деррида). Осмысление проблем информационного общества.
Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда
(Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо.
«Алхимик»),
Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-Йоркская (1945-1960 гг.) и европейская (1945-1960 гг.) художественные школы. Новые художественные
направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.
Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США - главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия
(шоу-бизнес), рок-и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового

Содержание программы
История России в XX в. (44 ч)
Тема 1. Россия в начале XX в. (1900-1916 гг.) (8 ч)
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и
качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.
Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования.Личность
Николая II, его политические воззрения. Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических
преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II.
Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный
капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и
роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.
Кустарная Россия: удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное
перенаселение.
Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его
экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового
сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата,
условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.
Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора.
Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская
война 1904-1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация
политических партий.
Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов.
Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф.
Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.
Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901-1904гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье.
Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест. 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.
Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав,
численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков.
Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич.
Итоги революции.
Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II
Государственная дума.
Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина.
III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе.
Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 19141916 гг. Итоги военной кампании 1914-1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.

Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние
общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная
дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие
науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления.
Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый
валет». Архитектура. Скульптура.
Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа.
Тема 2. Россия в 1917-1927 гг. (8 ч)
От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение
Николая II.
Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах.
Альтернативы развития страны после Февраля.
Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).
Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика.
Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение.
Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Октябрьский переворот в
Петрограде. Крах право-либеральной альтернативы.
Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба
Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков
к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный
договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.
Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства,
транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и
левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.
Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П.Н.
Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н.Я. Духонина, выступления атаманов А.М. Каледина, А.И. Дутова, Г.С. Семенова.
Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.
Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Создание региональных правительств. Уфимская директория.
«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и
эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима.
Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П.Л. Краснова. Добровольческая армия генерала А.И.
Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н.И. Махно.
Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.
Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев.
Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.
Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля.
Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы
красных.
«Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920-1921 гг. Кронштадтское восстание.
Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические
итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.
Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное
противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР

Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина.
Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков
в Гражданской войне.
Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна.
Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение
иностранных капиталов в страну.
Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор.
Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском
рынке.
Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.
Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции».
Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.
Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства».
Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры
РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру.
Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.
Тема 3. СССР в 1928-1938 гг. (6 ч)
Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927г.:причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода
из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина.
Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома».
Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги.
Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация - неразрывная связь.
Результаты форсирования развития и его цена.
Политическая система. Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства.
Партия - ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии.
Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования.
Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя.
Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии.
Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления тоталитарному режиму.
Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества.
Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового
законодательства.
Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян.
Ограничение административных и гражданских прав.
Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции.
«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики.
Номенклатура - верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.
Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу
Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.
Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании.
Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.
Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков.
Достижения в биологии.
От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма.

Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература.
Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества.
Тема 4. Великая Отечественная война (6 ч)
СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора.
Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.
Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.
Подготовка Германии к нападению на СССР.
Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой-летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск.
Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.
Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной
территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой.
Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.
Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание
антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.
Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация.
Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли.
Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение.
Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.
Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике.
Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.
Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.
Разгром японских войск в Маньчжурии.
Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.
Тема 5. СССР в 1945 - 1952 гг. (3 ч)
Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. Восстановление и развитие
промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.
Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная
политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.
Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино,
музыки. Научные дискуссии.
Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной
войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.
Тема 6. СССР в 1953 - середине 60-х гг. (3 ч)
Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее
пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС
(1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель.
Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной
политики. Жилищное строительство.
Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в
космос Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С.П. Королев. М.В. Келдыш. И.В. Курчатов. А.Д. Сахаров. Реформа школы
1958г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р.
Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.
Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.
Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление
диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС
и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».
Тема 7. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. (3 ч)
Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной
номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности.
Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.
Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа
промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.
Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в
развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией
застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов.
Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б.
Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М.
Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.
Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях
Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода
разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.
Тема 8. Перестройка в СССР. 1985-1991 гг. (3 ч)
Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа
политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г.Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические,
национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский
политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад
СССР. Образование СНГ.
Экономические реформы 1985-1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая
реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990-1991 гг. и ее
последствия.
Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами
массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия
политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.
Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных
конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и
последствия политики нового мышления.
Тема 9. Новая Россия. 1991-2009 гг. (4 ч)
Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и
социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.
Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка
новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность.Российский
парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.
Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации.
Традиционные религии в современной России.

Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993
г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.
Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия - СНГ Результаты внешней политики
страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.
Россия в начале XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства
общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом.
Разработка новой внешнеполитической стратегии.

План контрольных и самостоятельных работ
Номер
урока
15
24
26
33
47
59
68

Тема

Вид работы

«Россия в 1900-1917гг»
«Версальско – Вашингтонская система в действии»
«Россия в 1900-1929гг»
«СССР в 1930-е гг.»
«СССР в 1941-1953гг»
« СССР в 1953-1985гг»
«История России 20 века».

Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа

Календарно – тематическое планирование по всеобщей истории и истории России. XX– началоXXI в.
№ п/п

Название разделов, тем уроков

Кол . часов

Дата

Домашнее

Виды контроля

задание
План

факт

1В

Введение. Новейшая история как
историческая эпоха.

1

Стр. 5- 7

конспект

2В

Мир в начале XX века – предпосылки
глобальных конфликтов.

1

§2

сравнительно –обобщающая таблица

3Р

Российская империя на рубеже веков и еѐ
место в мире.

1

§ 1,2

смысловой план

4Р

Внешняя политика Николая II.

1

§4

работа с картой

5Р

Общественно – политическое движение в
начале XX в.

1

§3

таблица

6Р

Первая Русская революция.

1

§5

Работа с картой, смысловой план

7Р

Реформы П.А. Столыпина

1

§6

Познавательные
задания

8В

Главные причины и суть «нового
империализма».

1

9В

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины
Первой мировой войны.

1

§4

Хронологическая таблица, схема

10 В

Основные фронты, этапы и сражения

1

§ 4 стр. 40 -50.

Сравнительно – обобщающая таблица

§ 1, 3
Работа с картой, хронологическая
таблица

Первой мировой войны.
11 Р

Россия в Первой мировой войне.

1

§9

Смысловой план, составление тестов

12 Р

Обострение внутриполитической ситуации.
Февральская революция

1

§7

конспект

13 В

Оформление Версальско – Вашингтонской
системы послевоенного мира и еѐ
противоречия.

1

Стр. 51 -54.

14 В

Социальные последствия Первой мировой
войны.

1

§5

Составление тестов, словесные
портреты

15 Р

Серебряный век русской культуры.

1

§8

Самостоятельная работа по теме
«Россия в 1900-1917гг»

16 Р

От Февраля к Октябрю.

1

§ 10

конспект

17 Р

Становление Советской власти.

1

§ 11 -13

сравнительно –обобщающая таблица

18 Р

Гражданская война.

1

§ 14 - 15

смысловой план

19 Р

Новая экономическая политика.

1

§ 18

работа с картой

20 Р

Развитие политического процесса в 20- е
годы.

1

§ 19

таблица

21 Р

Внешняя политика в 1920 – е годы

1

§ 20

Работа с картой, смысловой план

22 В

Развитие международных отношений в 1920
–е годы.

1

§6

хронологическая таблица, работа с
картой

23 В

Причины экономического кризиса 1929 –
1933 гг и его масштабы.

1

§ 7 с 75 - 79

конспект

24 В

Тоталитарный и авторитарный режимы,

1

§ 7 с. 79 – 83

Самостоятельная работа по теме
«Версальско – Вашингтонская

Хронологическая таблица

главные черты и особенности.

система в действии»

25 Р

Духовная жизнь общества в 1920-е гг.

1

§ 22

познавательные задания

26 Р

Контрольная работа по теме «Россия в 19001929гг»

1

сооб

27 Р

Экономическое развитие в 1930е гг

1

§ 23

составить тесты

28 Р

Политическая система в 1930-егг.

1

§ 25

Работа с картой, решение учебных
задач

29 Р

Социальная система. Изменение социальной
структуры общества.

1

§ 26

Хронологическая таблица, работа с
картой

30 В

Международное положение СССР 1930 –е гг
и конец эры пацифизма.

1

стр 139 -140.

31 Р

Внешняя политикаСССРв 1930-егг.

1

§ 27

Смысловой план

32 Р

Духовная жизнь в 1930-е гг.

1

§ 26

Словарь по теме

33 В

Провал идеи коллективной безопасности.

1

§ 15

Самостоятельная работа по теме
«СССР в 1930-е гг.»

34 В

Географические и политические параметры
понятия «Восток».

1

сооб

35 В

Культурно - цивилизационное своеобразие
латиноамериканского общества.

1

§ 12

смысловой план

36 В

Причины и характер Второй мировой войны
(1939 – 1945 гг )

1

§ 13

Конспект, составление тестов

37 Р

СССР накануне войны. Советско –
германские отношения.

1

§ 16

Сравнительно – обобщающая таблица

Конспект, кроссворд

Сообщения

38 Р

Начало Великой Отечественной войны.
Боевые действия зимой – летом 1942 г.

1

§ 28

презентации

39 Р

Тыл в годы войны.

1

§ 29

Опрос, таблица,
схема

40 Р

Коренной перелом в ходе Великой
Отечественной войны.

1

§ 31

презентации

41 Р

Завершающий период Великой
Отечественной войны.

1

§ 30, 32

таблица

42 Р

Родной край в Великой Отечественной
войне.

1

§ 33, 34

Работа с картой, смысловой план

43 В

Создание антигитлеровской коалиции и еѐ
роль в разгроме фашизма.

1

сообщения

44 Р

Послевоенное восстановление хозяйства.

1

§ 16

Познавательные задания

Работа с картой, хронологическая
таблица
45 Р

Политическое развитие страны. Идеология и
культура.

1

§ 35

Хронологическая таблица, схема

46 Р

Внешняя политика 1945-1953гг.

1

§ 36 ,37

Сравнительно – обобщающая таблица

47Р

Контрольная работа по теме «СССР в 19411953гг»

1

48 В

Послевоенная карта Европы и
геополитическая ситуация в мире во второй
половине 1940 –х гг.

1

Предпосылки превращения послевоенного
мира в двухполюсный (биополярный ).

1

49 В

§ 17 стр.156 -160.
конспект

§ 17

Хронологическая таблица

50 В

Особенности послевоенного экономического
восстановления стран Западной Европы.

1

§ 18

Составление тестов, словесные
портреты

51 В

США, Великобритания, Франция,

1

§ 18

Смысловой план, составление тестов

Восточноевропейские страны.
Географические и политические параметры
понятия «Восточная Европа».

1

Стр. 266 -268.

Опрос, таблица,

53 В

Международные отношения в условиях
биополярного мира.

1

§ 20

смысловой план

54 Р

Изменения политической системы.
Экономическое и социальное развитие 19531964 гг.

1

§39,40

Конспект, составление тестов

55 Р

Развитие науки и образования. Духовная
жизнь. 1953-1964 гг

1

§ 41

Сравнительно – обобщающая таблица

56 Р

Внешняя политика1953-1964 гг.

1

§ 42

Рефераты, презентации

57 Р

Политическое развитие 1964-1985гг.

1

§ 43 .44

смысловой план

58 Р

Общественная жизнь1964-1985гг.

1

§ 45

Конспект, составление тестов

59 Р

Внешняя политика1964-1985гг.

1

§ 46

Сравнительно – обобщающая таблица

1

§ 47

презентации

Германия во второй половине XX в.
52 В

схема

Самостоятельная работа по теме « СССР в
1953-1985гг»
60 Р

Реформа политической системы1985 – 1991.
Общественная жизнь.

61 Р

Экономические реформы 1985 – 1991 гг.

1

§ 48

конспект

62 Р

Внешняя политика1985 – 1991.

1

§ 49 ,50

сравнительно –обобщающая таблица

63 Р

Российская экономика на пути к рынку.
Политическая жизнь.

1

§ 51

смысловой план

64 Р

Духовная жизнь. Национальная политика и
межнациональные отношения.

1

§ 52 .53

работа с картой

65 Р

Геополитическое положение и внешняя
политика России. Россия на пороге XX в.

1

§ 55 ,56

таблица

66 В

XX век и культура.

1

§ 14 ,31

Работа с картой, смысловой план

67 В

Глобализация как явление современного
мира еѐ основные компоненты.

1

§ 32

Познавательные задания

68 Р

Контрольная работа по теме «История
России 20 века».

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».