Положение об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №32

ПОЛОЖЕНИЕ
об учебной рабочей программе педагога
в муниципальном образовательном учреждении
средней общеобразовательной школе №32
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом
Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об
общеобразовательном
учреждении,
требованиями
Федерального
Государственного образовательного стандарта общего образования, Уставом
муниципального
образовательного
учреждения
средняя
общеобразовательная школа №32 и регламентирует порядок разработки и
реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой
документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный
для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и
результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного
плана образовательного учреждения (далее – ОУ).
1.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования,
организации и управления образовательным процессом по определенной
учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных
учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы общего
образования.
Задачи программы:
– дать представление о практической реализации компонентов
государственного образовательного стандарта при изучении конкретного
предмета (курса);
– конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной
дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебновоспитательного процесса образовательного учреждения и контингента
обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:

– нормативная, то есть является документом, обязательным для
выполнения в полном объеме;
– целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения
которых она введена в ту или иную образовательную область;
– определения содержания образования, то есть фиксирует состав
элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к
минимуму содержания), а также степень их трудности;
– процессуальная, то есть определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия обучения;
– оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют
содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной
образовательной программы общего образования, относятся:
– программы по учебным предметам;
– программы элективных курсов, курсов по выбору;
– программы факультативных занятий.
2. Разработка рабочей программы.
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным
учебным предметам, элективным и факультативным курсам, по организации
внеурочной деятельности относятся к компетенции образовательного
учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей,
специалистов по данному предмету).
2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное
общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее
образование) или на класс.
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы
должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
– федеральному государственному образовательному стандарту общего
образования;
– требованиям к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования;
– программе формирования универсальных учебных действий;
– основной образовательной программе общего образования;
– примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством
образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и
апробацию);
– федеральному перечню учебников.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех
работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
является основой для создания учителем календарно-тематического
планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной
или авторской программе не указано
распределение часов по разделам и темам, а указано только общее
количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по
разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебнометодические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы.
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по
образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст
набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12–14,
межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех
сторон 1–2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при
помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются
непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы
Приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных
выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества
страниц документа (книги), если он полностью изучается.
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской
программы рабочая программа может быть двух видов:
1-й вид, если:
– рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или
авторской программе по предмету;
– если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе
примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам
изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на
несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого
раздела по учебным годам и темам самостоятельно;
2-й вид, если:
– количество часов в учебном плане образовательного учреждения не
совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более
чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в
конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

– производится корректировка авторской программы в плане изменения
числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов,
отводимых на изучение тем;
распределение резервного времени
производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
– есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий
два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу
разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных
предметов, входящих в интегрированный курс;
– рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным
образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при
отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.
3.3. Структура рабочей программы:
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели
общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общая характеристика учебного предмета, курса.
4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса.
7) Содержание учебного предмета, курса.
8) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов
учебной деятельности обучающихся.
3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога:
Элементы
рабочей программы

Содержание элементов рабочей программы

1

2

Титульный лист

– Полное наименование образовательного учреждения;
– гриф утверждения программы (согласование с МО или заместителем
директора по УВР и приказом директора школы с указанием номера и
даты);
– название учебного курса, для изучения которого написана про-грамма;
– указание параллели, класса, где реализуется программа;
– фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или
нескольких), квалификационная категория;
– название города, населенного пункта;
– год разработки программы

1

2

Пояснительная
записка

– Кому адресована программа: тип (общеобразовательное,
специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и
определение класса обучающихся;
– особенность по отношению к ФГОС;
– концепция (основная идея) программы;
– обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
– указывается, в какую образовательную область входит данный
учебный предмет;
– кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени
обучения;
– сроки реализации программы;
– основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики
структуры программы, включая раскрытие связей основного и
дополнительного образования по данному предмету (при наличии
таковых);
– предполагаемые результаты;
– кратко излагается система оценки достижений учащихся;
– указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
– приводится используемая в тексте программы система условных
обозначений

Общая
характеристика
учебного предмета,
курса

– Указывается примерная или авторская программа, на основе которой
разработана рабочая программа (издательство, год изда- ния);
– конкретизируются общие цели и задачи общего образования
с
учетом специфики учебного предмета, курса;
– общая характеристика учебного процесса: основные технологии,
методы, формы обучения и режим занятий;
– логические связи данного предмета с остальными предметами
(разделами) учебного (образовательного) плана

Описание места
учебного предмета,
курса в учебном
плане
Личностные,
метапредметные
и предметные
результаты
освоения
конкретного
учебного предмета,
курса

К какой образовательной области относится, в течение какого времени
изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое
количество часов
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с
требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для
каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням

1

2

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме
совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для
интегрированного курса).
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате
изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь,
использовать в практической деятельности и повседневной жизни)
Содержание тем
учебного курса

– Перечень и название раздела и тем курса;
– необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
– содержание учебной темы:
 основные изучаемые вопросы;
 практические и лабораторные работы, творческие и практические
задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при
обучении;
 требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения
раздела;
 формы и вопросы контроля;
 возможные виды самостоятельной работы учащихся;
 формируемые универсальные учебные действия.

Календарно– Перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
тематическое
– количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
– темы отдельных уроков и учебные материалы к ним;
планирование с
указанием основных – вид занятий (теоретические или практические, количество часов);
– указание на виды деятельности учащихся;
видов учебной
– конкретизируются формы и методы контроля;
деятельности
– др.
обучающихся
Описание
материальнотехнического
обеспечения
образовательного
процесса

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы,
технические и электронные средства обучения и контроля знаний
учащихся,
учебная
и
справочная
литература,
цифровые
образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный
дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической
литературы должен содержать используемый учителем учебнометодический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и
учебных пособий для учащихся с полными выходными данными
литературы.
Перечень
компонентов
учебно-методического
комплекса,
обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник.
Дополнительная литература для учителя и учащихся.
Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных
источников. Перечень обучающих справочно-информационных,
контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в
образовательном процессе

3.5. Содержание тем учебного курса.
распределения часов на ступень обучения:
Раздел
учебного курса,
кол-во часов

Элементы
содержания

Характеристика
деятельности
учащихся

Таблица

тематического

УУД

Формы контроля

1 класс (количество часов)
Раздел 1. …
( … ч)
2 класс (количество часов)
Раздел 1. …
( … ч)
3 класс (количество часов)
Раздел 1. …
( … ч)
4 класс (количество часов)
Раздел 1. …
( … ч)

3.6. Календарно-тематическое планирование.
Таблица календарно-тематического планирования
предмета, курса) на … класс.

по

...

(название

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы.
4.1. Рабочая программа анализируется руководителем МО и заместителем
директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия
программы учебному плану общеобразовательного учреждения и
требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется
наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном
перечне. На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится
гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
(подпись). Расшифровка подписи. Дата.
4.2. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ,
ставит гриф утверждения на титульном листе.
4.3.
Рабочие
программы,
являющиеся
авторскими,
проходят
дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего
рецензирования.
Внутреннее
рецензирование
проводится
в
общеобразовательном учреждении высококвалифицированным учителем
соответствующего учебного предмета.
4.4. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок
действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».