Положение об организации адаптации первоклассников

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации адаптации первоклассников
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 32
1. Общие положения
Настоящее положение регламентирует организацию обучения первоклассников в
адаптационный период и разработано на основе:
-закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г№273 -ф3;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении
изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06
октября 2009г. №373»;
-постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-письма Департамента общего образования Минобрнауки России №03-296 от 12 мая 2011г.
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
-письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. №2021/11-13 «Об организации
обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
-письма Минобразования России от 20.04.2001г. №408/13-13 «Рекомендации по
организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
-Устава Школы.
2. Основная цель и задачи.

Основная цель адаптационного периода - обеспечить плавный переход детей от игровой к
учебной деятельности, выработать вместе с детьми основные правила и нормы школьной
жизни.
2.1. Главная педагогическая задача в этот период образования - обеспечить условия, при
котором приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень
взросления:
2.2. Обеспечение знакомства ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным
пространством и организацией режима школьного дня, с нормами сотрудничества на уроке
и правилами поведения вне урока;
2.3. Выравнивание стартовых возможностей;
2.4. Работа с родителями по обеспечению эффективности адаптационного периода к

школьной образовательной среде (в чем они должны помогать, чему научить, во что не
вмешиваться).
2.5. Проведение обследования готовности ребенка к школьной жизни: педагогическая,
психологическая, логопедическая диагностика.
3. Основные направления обследования готовности детей к школе.

К основным результатам готовности детей к началу систематического школьного обучения
относятся:
3.1. Развитие произвольности: умение подчинять свое поведение новым нормам и
правилам, ориентирование на указания учителя, обращенные классу в целом, способность и
желание внимательно слушать и точно выполнять правила;
3.2. Умственное развитие, включающее: развитие наглядно-образного мышления - основы
для последующего полноценного развития логического мышления; способность понять и
запомнить всю совокупность условий поставленной задачи;
3.3.
Коммуникативные способности - развитость форм игровой деятельности:
способность к их организации, умение договариваться, учитывать интересы других,
сдерживать свои эмоции; в ходе совместной деятельности умение обсуждать возникающие
проблемы, правила.
3.4. Развитие речи. Выявление логопедических проблем.
3.5 Предметная диагностика по основным содержательным линиям (математика, русский
язык, чтение, окружающий мир, изобразительная деятельность), с целью определения
стартовых возможностей.
4. Особенности построения образовательной среды в первом классе.

Знакомство ребѐнка с новым школьным миром организуется на дошкольном
материале: игра, рисование, элементарное экспериментирование. Нормы совместных
действий и общения создаются самими учащимися, как результат договора учителя с
детьми.
4.2.
В сентябре проводится стартовая диагностика для получения объективной
информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению . Готовность
ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных
точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в
каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же параметров
готовности. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области
психологии и педагогики. Например, оценка познавательного развития ребенка в
психологии может сильно пересекаться с оценкой знаний и умений ребенка в педагогике
и т.д. Качество, которое физиологи и врачи назовут "зрелостью", в психологии будет
описываться
рядом
характеристик
(обладает
хорошей
памятью,
обладает
произвольностью внимания и др.).
В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и
зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение
проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие
интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в
основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и
вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие
фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному
овладению звуковым анализом и синтезом.
4.3. В течение сентября-октября месяца проводятся 3 урока по 35 минут, после которых
динамическая пауза на свежем воздухе. На уроках проводятся 2 физминутки по 1 -2 минуты
4.1.

каждая. Четвѐртое занятие обязательно проводится после динамической паузы и в
игропрактической форме: экскурсии, деловая игра, практические занятия и др.
4.4. Формами организации образовательного пространства детей в этот период являются:
- игровое занятие - понятийные игры, сюжетно-ролевые и сказочно-литературные игрыдраматизации;
- урок - как пространство учения и место для групповой работы, тренировки.
Время урока определяется жестко заданными рамками по 35 минут, который имеет общий
темп и ритм своей работы и определяется учебной программой модуля и
психофизиологическими требованиями, определяющих границу допустимости нагрузки.
4.5. В течение года учитель осуществляет персонализированный подход через
самостоятельную работу ребенка, его деятельности на уроке. Результаты наблюдений
становятся предметом обсуждения на педагогических консилиумах.
4.6. При неблагоприятном протекании адаптационного периода у отдельных учащихся
педагог-психолог совместно с учителем планируют индивидуальную работу по
преодолению трудностей адаптационного периода.
4.7. В апреле месяце проводится диагностическая работа с целью изучения освоения
материала за 1 класс и проведения необходимой последующей коррекционно -развивающей
работы с учащимися (май месяц). Результаты такой работы доводят до сведения родителей.
4.8. Для желающих первоклассников организовывается группа продленного дня, в которой
работают кружки, организовывается полдник, 2 прогулки на воздухе. Воспитатель
проводит экскурсии, посещение театра, спортивные встречи и другую досугово развивающую работу. Один раз в четверть совместно с родителями организуется «Ден ь
здоровья».
4.9. Домашнее задание не задается.
5. Взаимодействие с родителями.

Для успешной адаптации ребѐнка необходим тесный деловой контакт с родителями детей,
позволяющий объединять воспитательные усилия и избегать ситуаций, когда к детям
предъявляются противоречащие друг другу требования.
5.1. Средствами установления и поддержания контакта с родителями являются:
5.1.1. родительские консультации (1 раз в месяц);
5.1.2. персональное общение педагога с родителями (по запросу);
5.1.3. информационные листки;
5.1.4. регулярная отчѐтность о развитии детей (по запросу).
6. Делопроизводство.
6.1. Результаты обследования адаптации фиксируются в справке заместителя директора по

учебно-воспитательной работе и педагога-психолога, заслушиваются на малом
педагогическом совете.
6.2. По
результатам наблюдений, психолого-медико-педагогического обследования
составляются письменные рекомендации для учителей, родителей.
6.3. Классный руководитель отслеживает динамику развития универсальных учебных
действий, согласно программе УУД. Результаты фиксируются в «портфолио» учи теля и
доводятся до сведения родителей на консультации (с учѐтом конфиденциальности).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».