ПОЛОЖЕНИЕ об организации адаптации первоклассников Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 1. Общие положения Настоящее положение регламентирует организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработано на основе: -закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г№273 -ф3; -приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; -приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373»; -постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», -письма Департамента общего образования Минобрнауки России №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; -письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»; -письма Минобразования России от 20.04.2001г. №408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»; -Устава Школы. 2. Основная цель и задачи. Основная цель адаптационного периода - обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработать вместе с детьми основные правила и нормы школьной жизни. 2.1. Главная педагогическая задача в этот период образования - обеспечить условия, при котором приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления: 2.2. Обеспечение знакомства ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией режима школьного дня, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока; 2.3. Выравнивание стартовых возможностей; 2.4. Работа с родителями по обеспечению эффективности адаптационного периода к школьной образовательной среде (в чем они должны помогать, чему научить, во что не вмешиваться). 2.5. Проведение обследования готовности ребенка к школьной жизни: педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика. 3. Основные направления обследования готовности детей к школе. К основным результатам готовности детей к началу систематического школьного обучения относятся: 3.1. Развитие произвольности: умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентирование на указания учителя, обращенные классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять правила; 3.2. Умственное развитие, включающее: развитие наглядно-образного мышления - основы для последующего полноценного развития логического мышления; способность понять и запомнить всю совокупность условий поставленной задачи; 3.3. Коммуникативные способности - развитость форм игровой деятельности: способность к их организации, умение договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции; в ходе совместной деятельности умение обсуждать возникающие проблемы, правила. 3.4. Развитие речи. Выявление логопедических проблем. 3.5 Предметная диагностика по основным содержательным линиям (математика, русский язык, чтение, окружающий мир, изобразительная деятельность), с целью определения стартовых возможностей. 4. Особенности построения образовательной среды в первом классе. Знакомство ребѐнка с новым школьным миром организуется на дошкольном материале: игра, рисование, элементарное экспериментирование. Нормы совместных действий и общения создаются самими учащимися, как результат договора учителя с детьми. 4.2. В сентябре проводится стартовая диагностика для получения объективной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению . Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же параметров готовности. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педагогики. Например, оценка познавательного развития ребенка в психологии может сильно пересекаться с оценкой знаний и умений ребенка в педагогике и т.д. Качество, которое физиологи и врачи назовут "зрелостью", в психологии будет описываться рядом характеристик (обладает хорошей памятью, обладает произвольностью внимания и др.). В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом. 4.3. В течение сентября-октября месяца проводятся 3 урока по 35 минут, после которых динамическая пауза на свежем воздухе. На уроках проводятся 2 физминутки по 1 -2 минуты 4.1. каждая. Четвѐртое занятие обязательно проводится после динамической паузы и в игропрактической форме: экскурсии, деловая игра, практические занятия и др. 4.4. Формами организации образовательного пространства детей в этот период являются: - игровое занятие - понятийные игры, сюжетно-ролевые и сказочно-литературные игрыдраматизации; - урок - как пространство учения и место для групповой работы, тренировки. Время урока определяется жестко заданными рамками по 35 минут, который имеет общий темп и ритм своей работы и определяется учебной программой модуля и психофизиологическими требованиями, определяющих границу допустимости нагрузки. 4.5. В течение года учитель осуществляет персонализированный подход через самостоятельную работу ребенка, его деятельности на уроке. Результаты наблюдений становятся предметом обсуждения на педагогических консилиумах. 4.6. При неблагоприятном протекании адаптационного периода у отдельных учащихся педагог-психолог совместно с учителем планируют индивидуальную работу по преодолению трудностей адаптационного периода. 4.7. В апреле месяце проводится диагностическая работа с целью изучения освоения материала за 1 класс и проведения необходимой последующей коррекционно -развивающей работы с учащимися (май месяц). Результаты такой работы доводят до сведения родителей. 4.8. Для желающих первоклассников организовывается группа продленного дня, в которой работают кружки, организовывается полдник, 2 прогулки на воздухе. Воспитатель проводит экскурсии, посещение театра, спортивные встречи и другую досугово развивающую работу. Один раз в четверть совместно с родителями организуется «Ден ь здоровья». 4.9. Домашнее задание не задается. 5. Взаимодействие с родителями. Для успешной адаптации ребѐнка необходим тесный деловой контакт с родителями детей, позволяющий объединять воспитательные усилия и избегать ситуаций, когда к детям предъявляются противоречащие друг другу требования. 5.1. Средствами установления и поддержания контакта с родителями являются: 5.1.1. родительские консультации (1 раз в месяц); 5.1.2. персональное общение педагога с родителями (по запросу); 5.1.3. информационные листки; 5.1.4. регулярная отчѐтность о развитии детей (по запросу). 6. Делопроизводство. 6.1. Результаты обследования адаптации фиксируются в справке заместителя директора по учебно-воспитательной работе и педагога-психолога, заслушиваются на малом педагогическом совете. 6.2. По результатам наблюдений, психолого-медико-педагогического обследования составляются письменные рекомендации для учителей, родителей. 6.3. Классный руководитель отслеживает динамику развития универсальных учебных действий, согласно программе УУД. Результаты фиксируются в «портфолио» учи теля и доводятся до сведения родителей на консультации (с учѐтом конфиденциальности). Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)