рабочая программа по родному русскому языку 10-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному русскому языкудля 10 – 11 классов
на 2021 – 2022 учебный год

г. Комсомольск-на-Амуре
2021 г.

Содержание.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП, предметные результаты обучения ........................................................................... 3
10 класс ............................................................................................................................................................................................................... 8
11 класс ............................................................................................................................................................................................................... 9
Содержание учебного предмета .......................................................................................................................................................................... 11
10 класс ............................................................................................................................................................................................................. 11
11 класс ............................................................................................................................................................................................................. 12
Тематический план............................................................................................................................................................................................... 13
10 класс ............................................................................................................................................................................................................. 13
11 класс ............................................................................................................................................................................................................. 13
Календарно-тематическое планирование ............................................................................................................................................................ 14
10 класс ............................................................................................................................................................................................................. 14
11 класс ............................................................................................................................................................................................................. 16
Проектная деятельность по родному русскому языку........................................................................................................................................ 17
Учебно-методическое обеспечение ..................................................................................................................................................................... 17

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума по родному русскому языку, соответствующего стандартам
Министерства просвещения Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644);
 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона № 185-ФЗ);
 Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература».

2

В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели и задачи:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде
всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП, предметные результаты
обучения
Личностные результаты (10-11 класс)
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
3

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права
и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном
мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
4

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты.
5

10 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) быть готовым к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
6) владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Уметь использовать язык во всех сферах общения.
6

11 КЛАСС
Выпускник на базовом уровне научится:
Владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использовать знаково-символических средств представления информации.
Активно использовать речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.
Владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Владеть общей целью и путями её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Владеть сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
Владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Уметь работать в материальной и информационной среде среднего общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета
«Русский язык».
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Регулятивные УУД.
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения
7

учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
Коммуникативные УУД.
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться
понять его точку зрения и др.)
уметь использовать язык во всех сферах общения;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты

10 класс
Учащиеся научатся:
осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых
изменений;
понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю
происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами
речевого этикета;
8

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь
с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие
в основе национального русского речевого этикета;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в
устной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков
народов России и мира;
определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.

11 класс
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования
(с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
9

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные
нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

10

Содержание учебного предмета
10 класс
Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их нацио нальноисторическая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской природы;
религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов,
песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс.
Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный
приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и
точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение
вариантов лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление
предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу).
Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила
этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль.
Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
11

11 класс
Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения.
Стили речи.
Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Публицистический стиль. Основные признаки. Лексические, синтаксические особенности.
Официально-деловой стиль. Разговорный стиль речи. Художественный стиль. Анализ художественного текста.
Текст и его строение.
Тема и идея. Структура словесного произведения. Понятие сюжета. Композиция произведения.
Структура словесного произведения.
Понятие сюжета. Композиция произведения. Фабула. Словесный ряд, детали.
Художественный текст и его признаки.
Индивидуальность, интертекстуальность. Образность, диалогичность, риторичность. Антропоцентризм художественного текста. Смысловая
структура художественного текста.
Формы художественной речи.
Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы.
Идейно–художественный уровень текста и его анализ.
Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция.

12

Тематический план
Классы

10 класс

11 класс

Раздел
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст
Итого
Стили речи.
Текст и его строение.
Структура словесного произведения.

Художественный текст и его признаки.
Формы художественной речи.
Идейно–художественный уровень текста и его анализ.
Итого

Рекомендуемое
количество часов
5
5
7
17
5
1
2
3
1
4
17

13

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п

1

2

3

4

5

6

Раздел, тема, количество часов
Язык и культура . 5 ч.
Русский язык как зеркало национальной культуры
и истории народа. Ключевые слова (концепты)
русской культуры, их национально-историческая
значимость. Образ человека в языке: словаконцепты «дух» и «душа». Ключевые слова,
обозначающие
мир
русской
природы;
религиозные представления.
Крылатые слова и выражения в русском языке. О
происхождении фразеологизмов. Источники
фразеологизмов.
Афоризмы.
Прецедентные
тексты.
Развитие русского языка как объективный
процесс.
Основные
тенденции
развития
современного русского языка.
Новые иноязычные заимствования в современном
русском
языке.
Словообразовательные
неологизмы в современном русском языке.
Переосмысление значений слов в современном
русском языке.
Творческая работа. Защита тематических минипроектов.
Культура речи. 5 ч.
Основные орфоэпические нормы современного
русского
литературного
языка.
Активные
процессы в области произношения и ударения.
Современные орфоэпические словари.

Виды деятельности учащихся

Формы и методы
контроля

осознавать роль русского родного языка в жизни
общества и государства, в жизни человека; объяснять
изменения в русском языке как объективный процесс;
понимать и комментировать внешние и внутренние
факторы языковых изменений; понимать и толковать
значения русских слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
понимать и толковать значения фразеологических
оборотов с национально-культурным компонентом;
комментировать
историю
происхождения
фразеологических оборотов, уместно употреблять их в
современных ситуациях речевого общения; распознавать
источники крылатых слов и выражений (в рамках
изученного)

Тематические
презентация,
сообщения,
терминологический
диктант,
монологическое
высказывание,
словообразовательный
разбор

Тематический проект
владеть основными нормами русского литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, стилистическими), нормами речевого
этикета; анализировать и оценивать с точки зрения норм

Орфоэпический
диктант,
редактирование
текстов,
сообщения,
14

№ п/п
7

8

9

10

11

12
13
14
15
16
17

Раздел, тема, количество часов
Основные лексические нормы современного
русского литературного
языка. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости. Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Современные толковые
словари.
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка. Правильное
построение словосочетаний по типу управления.
Нормы употребления предлогов.
Нормы
употребления
причастных
и
деепричастных
оборотов‚
предложений
с
косвенной
речью.
Типичные ошибки
в
построении сложных предложений.
Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения. Этика и этикет в
электронной среде общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст. 7 ч.
Виды преобразования текстов: аннотация,
конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.
Функциональные
разновидности
языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его
структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык
художественной
литературы.
Диалогичность в художественном произведении.
Творческая работа. Защита тематических минипроектов.

Виды деятельности учащихся

Формы и методы
контроля
современного русского литературного языка чужую и орфографический
и
собственную речь; корректировать речь с учетом ее пунктуационный
соответствия
основным
нормам
современного практикум.
литературного языка; использовать при общении в
электронной среде и в ситуациях делового общения
этикетные формы и принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального русского речевого
этикета; создавать тексты как результат проектной
деятельности; оформлять реферат в письменной форме и
представлять его в устной форме

пользоваться различными видами чтения текстов
различных функционально-смысловых типов, в том
числе сочетающих разные форматы представления
информации (инфографика, диаграмма, дисплейный
текст и др.); использовать графики, диаграммы, схемы
для
представления
информации;
анализировать
структурные элементы и языковые особенности
анекдота, шутки; владеть практическими умениями
различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной литературы (экстралингвистические
особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления
лексических
средств,
типичных
синтаксических конструкций); оценивать чужие и
собственные
речевые
высказывания
разной

Представление текста
в различных форматах,
сообщения; создание
текстов
разной
функциональной
направленности,
орфографический
и
пунктуационный
практикум.

Тематический проект

15

№ п/п

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Формы и методы
контроля

функциональной направленности с точки зрения
соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности; исправлять речевые недостатки,
редактировать текст; выступать перед аудиторией
сверстников
с
небольшими
информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему

11 класс
№ п/п
1

2
3
4
5
6

7

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Русский
язык
и
разновидности
его
употребления с исторической точки зрения.
Стили речи. 5 я.
Научный стиль. Основные признаки научного
стиля.
Разговорный стиль речи.
Публицистический стиль. Основные признаки.
Лексические, синтаксические особенности.
Официально-деловой стиль.
Художественный
стиль.
Анализ
художественного текста.
Текст и его строение. 1 ч.
Тема и идея. Композиция произведения.

использовать языковые средства адекватно цели общения и
речевой ситуации; использовать знания о формах русского
языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании текстов; создавать устные и письменные
высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения)

Структура словесного произведения. 2 ч.

8
9
10

Понятие сюжета. Композиция произведения.
Фабула. Словесный ряд, детали.
Художественный текст и его признаки. 3 ч.
Индивидуальность, интертекстуальность.

выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах; подбирать и использовать языковые
средства в зависимости от типа текста; правильно
использовать лексические и грамматические средства связи
предложений
при
построении
текста;
сознательно
использовать изобразительно-выразительные средства языка

Формы и методы
контроля
Терминологический
диктант, создание
текстов
разной
функциональной
направленности,
орфографический и
пунктуационный
практикум.

Терминологический
диктант, создание
текстов
художественного
стиля.
орфографический и
16

№ п/п
11
12

13

14
15
16
17

Раздел, тема, количество часов
Образность, диалогичность, риторичность.
Антропоцентризм художественного текста.
Смысловая структура художественного текста.
Формы художественной речи. 1 ч.
Прозаическая,
стихотворная
речь,
промежуточные формы.
Идейно–художественный уровень текста и
его анализ.4 ч.
Основное
содержание
литературного
произведения. Основной, эмоциональный тон.
Проблематика литературного произведения.
Авторская
позиция
в
литературном
произведении.
Творческая работа. Защита тематических
мини-проектов.

Виды деятельности учащихся

Формы и методы
контроля
пунктуационный
практикум, анализ
текстов
художественной
литературы,
сообщения.

при создании текста; использовать при работе с текстом
разные
виды
чтения
(поисковое,
просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной
и
второстепенной
информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
комментировать авторские высказывания на различные темы
(в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка; использовать
синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи; Тематический
использовать
основные
нормативные
словари
и проект
справочникидля расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств; оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).

Проектная деятельность по родному русскому языку
Темы индивидуально-групповых проектов по родному русскому языку даны в приложении к рабочей программе.
Защита проектов осуществляется следующим образом: кратковременные и мини-проекты – на уроках; индивидуально-групповые
проекты – в два этапа (для 11 классов по желанию): на традиционной филологической конференции по линии центра «Словесность» и на
ежегодной школьной конференции; индивидуальные проекты выпускников – на предэкзаменационной защите.

Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя. Методические пособия
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс. – М.: Дрофа, 2006.
17

Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс». – М.: Дрофа, 2006.
Жердева Л.А. Русский язык в средней школе.Карточки-задания.-М.:Владос,2000.
На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку-М.: Просвещение 1996.
Интернет - ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
Словарь молодежного сленга. URL: http://teenslang.su
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru
Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://etymolog.ruslang.ru
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».