рабочая программа по родной литературе 5-9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной русской литературедля 5 – 9 классов
на 2021 – 2022 учебный год

г. Комсомольск-на-Амуре
2021 г.

Содержание.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП .................................................................................................................................... 4
Предметные результаты обучения ........................................................................................................................................................................ 6
5 класс ................................................................................................................................................................................................................. 6
6 класс ................................................................................................................................................................................................................. 6
7 класс ................................................................................................................................................................................................................. 7
8 класс ................................................................................................................................................................................................................. 7
9 класс ................................................................................................................................................................................................................. 8
Содержание учебного предмета ............................................................................................................................................................................ 9
5 класс ................................................................................................................................................................................................................. 9
6 класс ............................................................................................................................................................................................................... 10
7 класс ............................................................................................................................................................................................................... 11
8 класс ............................................................................................................................................................................................................... 12
9 класс ............................................................................................................................................................................................................... 13
Тематический план............................................................................................................................................................................................... 14
5 класс ............................................................................................................................................................................................................... 14
6 класс ............................................................................................................................................................................................................... 14
7 класс ............................................................................................................................................................................................................... 14
8 класс ............................................................................................................................................................................................................... 14
9 класс ............................................................................................................................................................................................................... 14
Календарно-тематическое планирование ............................................................................................................................................................ 15
5 класс ............................................................................................................................................................................................................... 15
6 класс ............................................................................................................................................................................................................... 16
7 класс ............................................................................................................................................................................................................... 18
8 класс ............................................................................................................................................................................................................... 19
9 класс ............................................................................................................................................................................................................... 21
Проектная деятельность по родной русской литературе .................................................................................................................................... 22
Учебно-методическое обеспечение ..................................................................................................................................................................... 23

2

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума по родной русской литературе, соответствующего стандартам
Министерства просвещения Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644);
 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона № 185-ФЗ);
 Примерная программа по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература».
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и
гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историкокультурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному
наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности
за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
3

накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различн ых
источников, включая Интернет, и др.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное
отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического
характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности,
активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать
сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
4

изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение
национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного
пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том
числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве
и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их
сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственн ых
текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в
речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
5

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих
читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты обучения
5 класс
формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о
защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя
создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений
работы с разными источниками информации.

6 класс
развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики,
проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
русском севере и русской зиме;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о
богатстве русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану;
6

создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы
овладения простейшими способами её обработки и презентации.

характера в формате ответа на вопрос,
произведения словесного искусства с
чтения; развитие начальных умений
с разными источниками информации и

7 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических),
выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и
русском поле;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о
загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного
чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными
источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

8 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать
7

художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными
источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

9 класс
развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне
1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в
литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных
читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными
способами её обработки и презентации.

8

Содержание учебного предмета
5 класс
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей. А.С.Пушкин. «На тихих берегах Москвы…». М.Ю.Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как
сын…». Л.Н.Мартынов. «Красные ворота». А.П.Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес. И.С.Соколов-Микитов. «Русский лес». А.В.Кольцов. «Лес». В.А.Рождественский. «Берёза». В.А.Солоухин. «Седьмую ночь без
перерыва…»
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Рождество. Б.Л.Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В.Д.Берестов. «Перед Рождеством». А.И.Куприн.
И.А.Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности. И.А.Крылов. «Дерево». И.А.Бунин. «Снежный бык». В.И.Белов. «Скворцы».

«Бедный принц».

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года. Ф.Н.Глинка. «Авангардная песнь». Д.В.Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера. К.Г.Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю.Я.Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные. К.И.Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). А.А.Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь. И.А.Бунин. «Слово». В.Г.Гордейчев. «Родная речь».

9

6 класс
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И.А.Бунин. «Святогор и Илья». М.М.Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе. С.Г.Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б.В.Шергин. «Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме. И.С.Никитин. «Встреча Зимы». А.А.Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…» Н.М.Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме. Е.Л.Шварц. «Два брата».
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Масленица. М.Ю.Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А.Д.Дементьев. «Прощёное воскресенье». А.П.Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю. В.А.Рождественский. «Русская природа». К.Г.Паустовский. «Заботливый цветок». Ю.В.Бондарев. «Поздним
вечером».
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя. А.Н.Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А.А.Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев.
«Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками. Ф.И.Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» Н.С.Лесков. «Неразменный рубль». В.П.Астафьев.
«Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты. Р.П.Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Е.С.Велтистов.
«Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке. К.Д.Бальмонт. «Русский язык». Ю.П.Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

10

7 класс
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А.С.Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И.З.Суриков. «Я ли в поле да не
травушка была…» А.К.Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
Сибирский край. В.Г.Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). А.И.Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле. И.С.Никитин. «Поле». И.А.Гофф. «Русское поле». Д.В.Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Пасха. К.Д.Бальмонт «Благовещенье в Москве». А.С.Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А.А.Фет. «Христос Воскресе!»
(П.П.Боткину). А.П.Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера. С.А.Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Ф.А.Абрамов. «Дом» (фрагмент). В.А.Солоухин. «Камешки на ладони».
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне. С.М.Городецкий. «Воздушный витязь». Г.М.Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец». Н.С.Гумилёв. «Наступление», «Война». М.М.Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская. Ф.И.Тютчев. «Русской женщине». Н.А.Некрасов. «Внимая ужасам войны…» Ю.В.Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…» Ф.А.Абрамов. «Золотые руки». В.М.Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы. А.С.Игнатова. «Джинн Сева». Н.Н.Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!»,
«Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

11

8 класс
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С.Н.Марков. «Сусанин». О.А.Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П.Н.Полевой.
«Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу. Ф.К.Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А.Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И.И.Кобзев. «Поездка в
Суздаль». В.А.Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н.АНекрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из
поэмы «Горе старого Наума»). В.С.Высоцкий. «Песня о Волге». В.В.Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица. И.А.Бунин. «Троица». С.А.Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н.И.Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И.А.Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ. Ф.А.Абрамов. «Валенки». Т.В.Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). А.В.Жвалевский, Е.Б.Пастернак. «Радость
жизни».
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне. Э.Н.Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель. И.С.Тургенев. «Сфинкс». Ф.М.Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления. Б.Л.Васильев. «Завтра была война» (главы). Г.Н.Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И.Ф.Анненский. «Третий мучительный сонет».

12

9 класс
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А.С.Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М.И.Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И.И.Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе. А.С.Пушкин. «Город пышный, город бедный…» О.Э.Мандельштам. «Петербургские строфы». А.А.Ахматова.
«Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). Д.С.Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»). Л.В.Успенский.
«Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная. «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П.А.Вяземский. «Степь». И.З.Суриков. «В степи».
А.П.Чехов. «Степь» (фрагмент).
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы. К.Д.Бальмонт. «Первый спас». Б.А.Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Е.А.Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е.И.Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом. А.П.Платонов. «На заре туманной юности» (главы). В.П.Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война. Н.П.Майоров. «Мы». М.В.Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» Ю.М.Нагибин. «Ваганов».
Е.И.Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов. Б.К.Зайцев. «Лёгкое бремя». А.Т.Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством. Ю.И.Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…». И.А.Бродский. «Мой народ». С.А.Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

13

Тематический план
Классы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Раздел
Россия – Родина моя
Русские традиции
Русский характер – русская душа
Итого
Россия – Родина моя
Русские традиции
Русский характер – русская душа
Итого
Россия – Родина моя
Русские традиции
Русский характер – русская душа
Итого
Россия – Родина моя
Русские традиции
Русский характер – русская душа
Итого
Россия – Родина моя
Русские традиции
Русский характер – русская душа
Итого

Рекомендуемое
количество часов
7
4
7
18
6
5
7
18
5
5
8
18
5
5
8
18
6
6
5
17

14

Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п

1

2
3
4

5
6
7

8
9
10
11

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Россия – Родина моя. 7 ч.
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, Изучают
малые жанры
фольклора,
русском народе.
определяют
значение
пословиц
и
поговорок, анализируют информацию,
используя
в
самостоятельной
деятельности.
Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» Освоение
текстов
художественных
(русская народная сказка).
произведений в единстве формы и
основных
историкоРусские народные и литературные сказки. К.Г.Паустовский. содержания,
литературных и теоретико-литературных
«Дремучий медведь».
Москва в произведениях русских писателей. А.С.Пушкин. «На тихих понятий: 1) осознанно воспринимают
берегах Москвы…». М.Ю.Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю художественное произведение в единстве
формы и содержания; 2) выбирают путь
тебя как сын…».
произведения,
адекватный
Москва в произведениях русских писателей. Л.Н.Мартынов. анализа
жанрово-родовой
природе
«Красные ворота». А.П.Чехов. «В Москве на Трубной площади».
художественного
текста;
3)
воспринимают
Русский лес. И.С.Соколов-Микитов. «Русский лес». А.В.Кольцов.
художественный текст как произведение
«Лес».
Русский лес. В.А.Рождественский. «Берёза». В.А.Солоухин. искусства, послание автора читателю,
современнику
и
потомку;
4)
«Седьмую ночь без перерыва…»
характеризуют нравственную позицию
Русские традиции. 4 ч.
героев; 5) формулируют художественную
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
формулируют
Рождество.
А.И.Куприн.
«Бедный
принц».
И.А.Ильин. идею произведения; 6)
вопросы
для
размышления;
7)
участвуют в
«Рождественское письмо».
Рождество. Б.Л.Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). диспуте и отстаивают свою позицию; 9)
дают психологическую характеристику
В.Д.Берестов. «Перед Рождеством».
Семейные ценности. И.А.Крылов. «Дерево». И.А.Бунин. «Снежный поступкам героев в различных ситуациях;
10)
создают
собственный
текст
бык». В.И.Белов. «Скворцы».

Формы и методы
контроля
Интерпретация
пословиц
и
поговорок
Чтение по ролям,
иллюстрация
Наизусть,
пересказ,
презентация

Мини-проект
Сообщения,
викторина
по
видеоролику,
выразительное
чтение
15

№ п/п

12
13
14
15
16
17
18

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Русский характер – русская душа. 7 ч.
Отечественная война 1812 года. Ф.Н.Глинка. «Авангардная песнь».
Отечественная война 1812 года. Д.В.Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Парадоксы русского характера. К.Г.Паустовский. «Похождения
жука-носорога» (солдатская сказка).
Парадоксы
русского
характера.
Ю.Я.Яковлев.
«Сыновья
Пешеходова».
Школьные контрольные. К.И.Чуковский. «Серебряный герб»
(фрагмент). А.А.Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
Родной язык, родная речь. И.А.Бунин. «Слово». В.Г.Гордейчев.
«Родная речь».

аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах; 11)
сопоставляют произведение словесного
искусства и его воплощение в других
видах
искусства,
аргументировано
оценивают их; 12) выразительно читают
произведения
лирики;
13)
ведут
самостоятельную проектную деятельность
и оформляют ее результаты в разных
форматах

Формы и методы
контроля
Дневник
читателя,
сообщения,
выразительное
чтение

Мини-проект
Наизусть

6 класс
№ п/п

1
2
3
4

5

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Россия – Родина моя. 6 ч.
Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и
Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И.А.Бунин.
«Святогор и Илья». М.М.Пришвин. «Певец былин».
Русский Север: Архангельск в русской литературе. С.Г.Писахов.
«Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Русский Север: Архангельск в русской литературе. Б.В.Шергин.
«Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»).
Стихи русских поэтов о зиме. И.С.Никитин. «Встреча Зимы».
А.А.Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…» Н.М.Рубцов. «Первый
снег».

Изучают былины, сопоставляют былинные
сюжеты,
анализируют
информацию,
используя
в
самостоятельной
деятельности.
Освоение
текстов
художественных
произведений в единстве формы и
содержания,
основных
историколитературных и теоретико-литературных
понятий: 1) осознанно воспринимают
художественное произведение в единстве
формы и содержания; 2) выбирают путь
анализа
произведения,
адекватный

Формы и методы
контроля
Выразительное
чтение,
иллюстрация
Наизусть,
пересказ,
презентация

16

№ п/п
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

По мотивам русских сказок о зиме. Е.Л.Шварц. «Два брата».
Русские традиции. 5 ч.
Масленица.
М.Ю.Лермонтов.
«Посреди
небесных
тел…»
А.Д.Дементьев. «Прощёное воскресенье».
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
Масленица. А.П.Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
Всюду родимую Русь узнаю. В.А.Рождественский. «Русская
природа». К.Г.Паустовский. «Заботливый цветок».
Всюду родимую Русь узнаю. Ю.В.Бондарев. «Поздним вечером».
Русский характер – русская душа. 7 ч.
Оборона Севастополя. А.Н.Апухтин. «Солдатская песня о
Севастополе». А.А.Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Чудеса нужно делать своими руками. Ф.И.Тютчев. «Чему бы жизнь
нас ни учила…» Н.С.Лесков. «Неразменный рубль».
Чудеса нужно делать своими руками. В.П.Астафьев. «Бабушка с
малиной».
Реальность и мечты. Р.П.Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы
«Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Реальность и мечты. Е.С.Велтистов. «Миллион и один день каникул»
(фрагмент).
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
На русском дышим языке. К.Д.Бальмонт. «Русский язык».
Ю.П.Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

жанрово-родовой
природе
художественного текста; 3) воспринимают
художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю,
современнику
и
потомку;
4)
характеризуют нравственную позицию
героев; 5) формулируют художественную
идею произведения; 6) формулируют
вопросы для размышления; 7) участвуют в
диспуте и отстаивают свою позицию; 9)
дают психологическую характеристику
поступкам героев в различных ситуациях;
10)
создают
собственный
текст
аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах; 11)
сопоставляют произведение словесного
искусства и его воплощение в других
видах
искусства,
аргументировано
оценивают их; 12) выразительно читают
произведения
лирики;
13)
ведут
самостоятельную проектную деятельность
и оформляют ее результаты в разных
форматах

Формы и методы
контроля
Сообщения,
викторина
по
видеоролику,
выразительное
чтение, наизусть

Дневник
читателя,
сообщения,
выразительное
чтение

Мини-проект
Наизусть

17

7 класс
№ п/п

1
2

3
4
5

6
7
8
9
10

11

12
13
14

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Россия – Родина моя. 5 ч.
Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то
было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А.С.Пушкин.
«Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И.З.Суриков. «Я ли в поле да не
травушка была…» А.К.Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Сибирский край. В.Г.Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
«Тобольск»).
Сибирский край. А.И.Солженицын. «Колокол Углича».
Русское поле. И.С.Никитин. «Поле». И.А.Гофф. «Русское поле».
Д.В.Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Русские традиции. 5 ч.
Пасха. К.Д.Бальмонт «Благовещенье в Москве». А.С.Хомяков.
«Кремлевская заутреня на Пасху».
Пасха. А.А.Фет. «Христос Воскресе!» (П.П.Боткину). А.П.Чехов.
«Казак».
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
Русские мастера. С.А.Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Русские мастера. Ф.А.Абрамов. «Дом» (фрагмент). В.А.Солоухин.
«Камешки на ладони».
Русский характер – русская душа. 8 ч.
На Первой мировой войне. С.М.Городецкий. «Воздушный витязь».
Г.М.Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий
Победоносец». Н.С.Гумилёв. «Наступление», «Война».
На Первой мировой войне. М.М.Пришвин. «Голубая стрекоза».
Долюшка женская. Ф.И.Тютчев. «Русской женщине». Н.А.Некрасов.
«Внимая ужасам войны…»
Долюшка женская. Ю.В.Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф.А.Абрамов. «Золотые руки».
В.М.Тушнова. «Вот говорят:
Россия…»

Изучают
исторические
песни,
сопоставляют фольклорные сюжеты и
мотивы,
анализируют
информацию,
используя
в
самостоятельной
деятельности.
Освоение
текстов
художественных
произведений в единстве формы и
содержания,
основных
историколитературных и теоретико-литературных
понятий: 1) осознанно воспринимают
художественное произведение в единстве
формы и содержания; 2) выбирают путь
анализа
произведения,
адекватный
жанрово-родовой
природе
художественного текста; 3) воспринимают
художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю,
современнику
и
потомку;
4)
характеризуют нравственную позицию
героев; 5) формулируют художественную
идею произведения; 6) формулируют
вопросы для размышления; 7) участвуют в
диспуте и отстаивают свою позицию; 9)
дают психологическую характеристику
поступкам героев в различных ситуациях;
10)
создают
собственный
текст
аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах; 11)
сопоставляют произведение словесного

Формы и методы
контроля
Выразительное
чтение,
интерпретация
Наизусть,
пересказ,
презентация

Сообщения,
викторина
по
видеоролику,
выразительное
чтение, наизусть

Дневник
читателя,
сообщения,
выразительное
чтение,
интерпретация

18

№ п/п
15
16
17
18

Раздел, тема, количество часов
Взрослые детские проблемы. А.С.Игнатова. «Джинн Сева».
Взрослые детские проблемы. Н.Н.Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной
поэзии совсем не старовер…»

Виды деятельности учащихся

Формы и методы
контроля

искусства и его воплощение в других
видах
искусства,
аргументировано
оценивают их; 12) выразительно читают
произведения
лирики;
13)
ведут Мини-проект
самостоятельную проектную деятельность Наизусть
и оформляют ее результаты в разных
форматах

8 класс
№ п/п

1

2
3
4

5

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Россия – Родина моя. 5 ч.
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. С.Н.Марков. Выразительное чтение произведения.
«Сусанин». О.А.Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» Поиск незнакомых слов и определение их
П.Н.Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
значения с помощью словарей и
справочной литературы. Характеристика
героев произведений.
По Золотому кольцу. Ф.К.Сологуб. «Сквозь туман едва Поиск
сведений
о
писателе
с
заметный…» М.А.Кузьмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
использованием справочной литературы и
По Золотому кольцу. И.И.Кобзев. «Поездка в Суздаль». ресурсов Интернета. Поиск незнакомых
слов и определение их значения с
В.А.Степанов. «Золотое кольцо».
словарей
и
справочной
Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» помощью
(русская народная песня). Н.АНекрасов. «Люблю я краткой той литературы. Участие в коллективном
диалоге.
Работа
со
словарём
поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
литературоведческих
терминов.
Устные
Волга – русская река. В.С.Высоцкий. «Песня о Волге». В.В.Розанов.
или письменные ответы на вопросы (в том
«Русский Нил» (фрагмент).
числе с использованием цитирования).
Создание собственных иллюстраций и их
защита.
Русские традиции. 5 ч.

Формы и методы
контроля
Выразительное
чтение,
интерпретация
Наизусть, пересказ,
презентация,
терминологический
диктант

19

№ п/п
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Троица. И.А.Бунин. «Троица». С.А.Есенин. «Троицыно утро,
утренний канон…»
Троица. И.А.Бунин. Н.И.Рыленков. «Возможно ль высказать без
слов…» И.А.Новиков. «Троицкая кукушка».
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
Родство душ. Ф.А.Абрамов. «Валенки».
Родство душ. Т.В.Михеева. «Не предавай меня!» (главы из
повести). А.В.Жвалевский, Е.Б.Пастернак. «Радость жизни».
Русский характер – русская душа. 8 ч.
Дети на войне. Э.Н.Веркин. «Облачный полк» (главы).
Сеятель
твой
и
хранитель.
И.С.Тургенев.
«Сфинкс».
Ф.М.Достоевский. «Мужик Марей».
Пора взросления. Б.Л.Васильев. «Завтра была война» (главы).
Пора взросления. Б.Л.Васильев. «Завтра была война» (главы).
Пора взросления. Г.Н.Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Пора взросления. Г.Н.Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
Язык
поэзии.
Дон
Аминадо.
«Наука
стихосложения».
И.Ф.Анненский. «Третий мучительный сонет».

Освоение
текстов
художественных
произведений в единстве формы и
содержания,
основных
историколитературных и теоретико-литературных
понятий:
1)
воспринимают
художественный текст как произведение
искусства, послание автора читателю,
современнику
и
потомку;
2)
характеризуют нравственную позицию
героев; 3) формулируют художественную
идею произведения; 4) формулируют
вопросы для размышления; 5) участвуют в
диспуте и отстаивать свою позицию; 6)
дают психологическую характеристику
поступкам героев в различных ситуациях;
7)
создают
собственный
текст
аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах; 8)
сопоставляют произведение словесного
искусства и его воплощение в других
видах
искусства,
аргументировано
оценивать их; 9) выразительно читают
произведения
лирики;
10)
ведут
самостоятельную проектную деятельность
и оформляют ее результаты в разных
форматах

Формы и методы
контроля
Сообщения,
викторина
по
видеоролику,
выразительное
чтение, наизусть,
интерпретация

Дневник читателя,
сообщения,
выразительное
чтение,
интерпретация,
обсуждение
кинофрагментов
Мини-проект
Наизусть

20

9 класс
№ п/п

1

2

3
4

5

6

7
8
9
10

Раздел, тема, количество часов
Россия – Родина моя. 6 ч.
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе.
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная
песня). В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в
сокращении).
А.С.Пушкин.
«Полководец»,
«Бородинская
годовщина» (фрагмент).
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе.
М.И.Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И.И.Лажечников.
«Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Петербург в русской литературе. А.С.Пушкин. «Город пышный,
город бедный…»
Петербург
в
русской
литературе.
О.Э.Мандельштам.
«Петербургские строфы». А.А.Ахматова. «Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакий в облаченьи…»).
Петербург в русской литературе. Д.С.Самойлов. «Над Невой»
(«Весь город в плавных разворотах…»). Л.В.Успенский. «Записки
старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Степь раздольная. «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…»
(русская народная песня). П.А.Вяземский. «Степь». И.З.Суриков.
«В степи». А.П.Чехов. «Степь» (фрагмент).

Русские традиции. 6 ч.
Августовские Спасы.
Творческая работа. Защита тематических мини-проектов.
Августовские Спасы. К.Д.Бальмонт. «Первый спас».
Августовские Спасы. Б.А.Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е.А.Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» Е.И.Носов.
«Яблочный спас».

Виды деятельности учащихся

Формы и методы
контроля

Участие в коллективном диалоге.
Характеристика героя фольклора и
литературы. Анализ различных форм
выражения
авторской
позиции
в
произведении. Выразительное чтение
произведения. Поиск незнакомых слов и
определение их значения с помощью
словарей и справочной литературы.
Устный рассказ о поэте. Выразительное
чтение стихотворения. Анализ темы,
идеи, образных средств. Характеристика
героев
произведений,
нравственная
оценка. Участие в коллективном диалоге.
Поиск
сведений
о
писателе
с
использованием справочной литературы
и ресурсов Интернета. Поиск незнакомых
слов и определение их значения с
помощью словарей
и
справочной
литературы. Устные или письменные
ответы на вопросы (в том числе с
использованием цитирования). Создание
собственных иллюстраций и их защита.

Выразительное
чтение,
наизусть
интерпретация

Освоение
текстов
художественных
произведений в единстве формы и
содержания,
основных
историколитературных и теоретико-литературных
понятий:
1)
воспринимают
художественный текст как произведение

Сообщения,
викторина
по
видеоролику,
выразительное
чтение,
наизусть,
интерпретация

Наизусть, пересказ,
презентация,
терминологический
диктант, сообщения

21

№ п/п
11
12

13
14
15
16
17

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Родительский дом. А.П.Платонов. «На заре туманной юности»
(главы).
Родительский дом. В.П.Астафьев. «Далёкая и близкая сказка»
(рассказ из повести «Последний поклон»).
Русский характер – русская душа. 5 ч.
Великая
Отечественная
война.
Н.П.Майоров.
«Мы».
М.В.Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Великая Отечественная война. Ю.М.Нагибин. «Ваганов».
Е.И.Носов. «Переправа».
Судьбы русских эмигрантов. Б.К.Зайцев. «Лёгкое бремя».
А.Т.Аверченко. «Русское искусство».
Прощание с детством. Ю.И.Коваль. «От Красных ворот»
(фрагмент).
«Припадаю к великой реке…». И.А.Бродский. «Мой народ».
С.А.Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

искусства, послание автора читателю,
современнику
и
потомку;
2)
характеризуют нравственную позицию
героев; 3) формулируют художественную
идею произведения; 4) формулируют
вопросы для размышления; 5) участвуют
в диспуте и отстаивать свою позицию; 6)
дают психологическую характеристику
поступкам
героев
в
различных
ситуациях; 7) создают собственный текст
аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах; 8)
сопоставляют произведение словесного
искусства и его воплощение в других
видах
искусства,
аргументировано
оценивать их; 9) выразительно читают
произведения
лирики;
10)
ведут
самостоятельную
проектную
деятельность и оформляют ее результаты
в разных форматах

Формы и методы
контроля

Дневник читателя
(подготовка к ОГЭ),
сообщения,
выразительное
чтение,
интерпретация

Проектная деятельность по родной русской литературе
Мини-проекты – удобная форма работы по развитию речи, творческих способностей и воспитания культуры учащихся. Она интересна,
практична, захватывает учеников, вызывает интерес к преподаваемому предмету и позволяет использовать современные образовательные
технологии.
Темы индивидуально-групповых проектов по родной русской литературе даны в приложении к рабочей программе.
Защита проектов осуществляется следующим образом: кратковременные и мини-проекты – на уроках; индивидуально-групповые
проекты (5-9 классы) – в два этапа: на традиционной филологической конференции по линии центра «Словесность» и на ежегодной школьной
конференции; индивидуальные проекты выпускников 9 классов – на предэкзаменационной защите.
22

Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Методические пособия
Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 19892019.
История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н.
Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980—1983.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник
образования России. 2020. №14.
Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские
чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального
государства. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019.
Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального
самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной
научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Интернет - ресурсы
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а
также коллекцию диафильмов.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».