рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны текста подготовка к ОГЭ» 8-9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Тайны текста: подготовка к ОГЭ»
для 8 – 9 классов
на 2021 – 2022 учебный год

г.Комсомольск-на-Амуре
2021 г.

Содержание.
Планируемые результаты ....................................................................................................................................................................................... 3
Содержание учебного курса .................................................................................................................................................................................. 4
8 класс ................................................................................................................................................................................................................. 4
9 класс ................................................................................................................................................................................................................. 4
Тематический план................................................................................................................................................................................................. 5
8 класс ................................................................................................................................................................................................................. 5
9 класс ................................................................................................................................................................................................................. 5
Календарно-тематическое планирование .............................................................................................................................................................. 5
8 класс ................................................................................................................................................................................................................. 5
9 класс ................................................................................................................................................................................................................. 6
Учебно-методическое обеспечение ....................................................................................................................................................................... 7
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны текста: подготовка к ОГЭ» составлена на основе следующих документов:
 Федеральный Закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N1644);
 Примерная программа основного общего образования по русскому языку (М.: Просвещение, 2011. – Стандарты второго поколения);
 Авторская программа по русскому языку к УМК для 5 – 9 классов В.В.Бабайцевой и др., опубликованная в сборнике «Программы для
общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл.» (сост. Е. И. Харитонова – М.: Дрофа, 2010);
 Авторская программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов
Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.(М.:Просвещение, 2014);
 Авторская программы Е.С.Антоновой «Тайны текста» (Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход, лингвистическая компетенция. М.: КНОРУС, 2007.).
Цель курса:формирование коммуникативной компетенции учащихся, воспитание личности с широким кругозором, привитие эстетического вкуса и
формирование высоких духовных качеств подростков посредством работы с высокохудожественными текстами русских классиков и современных авторов.

Задачи курса:
обучать навыкам работы с текстами различных стилей и типов речи, умению создавать свои тексты-сочинения,
формировать систему знаний, умений, навыков по основам стилистики современного русского языка;
развивать речь подростков, умение выразительно читать и логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы;
воспитывать чувство уважения к наследию родной литературы, чувство любви к русскому языку.

2

Планируемые результаты
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты
1)владение всеми видами речевой деятельности;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3)овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.

Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и
их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры
научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности
копределенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

3

Содержание учебного курса
8 класс
Теоретическая часть
Введение. Общая организация проведения ОГЭ по русскому языку.
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку.Что значит выразительно прочитать текст? Правила постановки логического
ударения.Мелодика речи. Функции знаков препинания.Интонирование синтаксических конструкций.Паузы в устной речи. Темп
чтения.Дыхательный, артикуляционный, интонационный тренинг. Пересказ текста.
Подготовка к ОГЭ. Учимся понимать текст: тема, основная мысль, главная и второстепенная информация. Сжатие как вид информационной
переработки текста. Стили речи. Художественные средства выразительности в тексте. Классификация орфограмм. Синтаксис словосочетания и
простого предложения. Синтаксис простого осложненного предложения. Классификация ошибок.
Практическая часть

9 класс
Теоретическая часть
Введение. Специфика процедуры проведения ОГЭ по русскому языку. Правила оформления экзаменационных бланков.
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку. Монологическое высказывание. Описание запечатленного на фотографии.
Повествование на основе своего жизненного опыта. Рассуждение по заданному вопросу. Диалог как форма речи. Участие в диалоге по теме
монологического высказывания. Критерии оценивания выполнения заданий устного собеседования.
Подготовка к ОГЭ. Критерии оценивания сжатого изложения. Особенности сочинения-рассуждения по заданному тексту. Критерии
оценивания сочинения-рассуждения. Содержательная стройность сочинения-рассуждения. Редактирование текста. Трудные случаи
орфографии. Трудные случаи пунктуации.
Практическая часть

4

Тематический план
Классы

Раздел

8 класс
9 класс

Теория
Практика
Итого
Теория
Практика
Итого

Рекомендуемое
количество часов
20
14
34
16
18
34

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема

Количество
часов

8 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Введение. Общая организация проведения ОГЭ по русскому языку.
Что значит выразительно прочитать текст? Правила постановки логического ударения.
Мелодика речи. Функции знаков препинания.
Интонирование синтаксических конструкций.
Паузы в устной речи. Темп чтения.
Дыхательный, артикуляционный, интонационный тренинг.
Учимся понимать текст: тема, основная мысль, главная и второстепенная информация.
Практическая работа.
Пересказ текста.
Практическая работа.
Сжатие как вид информационной переработки текста.
Практическая работа.
Стили речи.
Практическая работа.
Художественные средства выразительности в тексте.
Практическая работа.

2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
5

№ п/п
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема
Классификация орфограмм. Практическая работа.
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Практическая работа.
Синтаксис простого осложненного предложения.
Практическая работа.
Классификация ошибок: фактические и логические.
Классификация ошибок: речевые.
Классификация ошибок: грамматические.
Практическая работа. Редактирование текста.
Практикум. Сжатое изложение.
Практикум. Выразительное чтение.
Практикум. Пересказ текста.
Проверочное тестирование.

Количество
часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Введение. Специфика процедуры проведения ОГЭ по русскому языку.
Правила оформления экзаменационных бланков.
Монологическое высказывание. Описание запечатленного на фотографии.
Практическая работа.
Монологическое высказывание. Повествование на основе своего жизненного опыта.
Практическая работа.
Монологическое высказывание. Рассуждение по заданному вопросу.
Практическая работа.
Критерии оценивания сжатого изложения.
Практикум. Сжатое изложение.
Практическая работа. Тестирование.
Диалог как форма речи. Участие в диалоге по теме монологического высказывания.
Практическая работа.
Критерии оценивания выполнения заданий устного собеседования.
Практикум. Устное собеседование.
Особенности сочинения-рассуждения по заданному тексту. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Содержательная стройность сочинения-рассуждения.
Практическая работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
4
1
6

№ п/п
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема
Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
Редактирование текста.
Анализ сочинений.
Трудные случаи орфографии.
Трудные случаи пунктуации.
Практикум. Пробный ОГЭ по русскому языку.
Консультация.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
4
1

Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Антонова Е.С.Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7 – 9 классов. – М., 2001.
2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
3. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: работаем над сочинением на лингвистическую тему. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
4. Кожина М.Н.Стилистика русского языка. – М.,1977.
5. Купина Н.А.Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
6. Нарушевич А.Г. ОГЭ. Готовимся к устному собеседованию. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018.
Литература для учащихся
1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7 – 9 классов. – М., 2009
2. Горшков А.И.Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
3. Горшков А.И.Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.Секреты пунктуации. – М., 1986.
5. Нарушевич А.Г. ОГЭ. Готовимся к устному собеседованию. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018.
Словари
1. Горбачевич К.С.Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
2. Горбачевич К.С.Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
3. Квятковский А.П.Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».