Рабочая программа по экономике 10-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Экогомика»
для 10-11 класса

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с :
1.
- П.9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2.
Требований Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования с изменениями, внесенными
приказом Минобрнауки Российской Федерации от 29.06.2017 г № 613 (далее - ФГОС СОО),
3.
Приказа Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N
345"
4.
Рекомендаций СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189,
зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
5.
Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ № 32 г. Комсомольска-на-Амуре на2021-2023 гг,
6.
Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебного предмета, курса,
модуля Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 города Комсомольска-на-Амуре,
7.
Учебного плана МОУ СОШ № 32 г. Комсомольска-на-Амуре,
8. Авторской программы (Хасбулатов Р.И., Дихтяр Т.Л. Экономика. Рабочая программа: 10 – 11 классы: учебно-методическое пособие. –
М.: Дрофа, 2017.,
9. Программа опирается на учебник Р. И. Хасбулатова «Экономика» для средней (полной) школы (10—11 классы).
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся и включает:
•
пояснительную записку, в которой дается общая характеристика учебного предмета, раскрываются особенности содержания
курса и последовательность изложения материала, место предмета в учебном базисном плане, а также требования к результатам обучения и
освоения содержания курса по обществознанию — личностные, предметные и метапредметные;
•
содержание курса по классам
•
тематическое планирование по классам
•
материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2

Цель курса «Экономика» (10 и 11 классы) призвана:
-сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения,
- создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности учащихся.
- воспитание гражданина, имеющего потребности в получении экономических знаний, а также интереса к изучению экономических
дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации.
Приобретённая сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с точки зрения получения информации. Она
даёт основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рационального потребителя. Сквозь призму знаний по экономике
можно показать личностные нравственные ориентиры, воспитывать стремление к труду как источнику доходов. Понимание гражданской
ответственности формируется при изучении темы «Налоги», «Роль государства в экономике». Ученик знакомится с основами деловой этики,
понимает, что нарушение этических норм ведения бизнеса наносит ущерб эффективности рынка в целом.
Настоящая программа ставит следующие задачи для реализации этих целей:
1) сформировать систему знаний об экономической жизни общества;
2) сформировать понятие об экономических институтах, морально-этических отношениях участников хозяйственной деятельности,
уважительное отношение к чужой собственности;
3) сформировать экономическое мышление, умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) сформировать навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых экономических знаний;
5) развить владение навыками поиска актуальной экономической информации с использованием различных источников, включая Интернет;
уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, использовать и преобразовывать экономическую информацию;
6) научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических
ролей: потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика;
7) сформировать понимание о месте и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических
событиях в России и в мире.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами
математики, истории, географии, литературы и др.
Предметные результаты освоения курса на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и
общекультурной подготовки. Комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России, направлен на
3








формирование у учащихся общих представлений об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том
числе в международной сфере.
Предметные результаты освоения курса на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному
образованию, развитию индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого освоения основ экономики, систематических
знаний и способов действий.
Заканчивая школу и вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны быть подготовлены к реалиям современной жизни.
Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, требуют от выпускников умения быстро
адаптироваться и эффективно действовать в постоянно меняющейся экономической среде. Вне зависимости от выбранной специальности
каждому человеку необходимо знать основы экономики и финансов, поскольку любая сфера человеческой деятельности связана с
проблемами финансирования. В то же время выпускники должны быть готовы к тому, что во взрослой жизни им придется столкнуться с
жесткими законами конкуренции в сфере трудовых отношений. Это касается любой сферы деятельности. Конкурентная борьба в сфере
трудовых отношений непрерывно возрастает. Знание экономики откроет путь не только в науку и предпринимательство, но и в большую
политику. Без знания законов экономики невозможно познать сложнейшие процессы, происходящие в современном мире.
Принципы обучения
Научность
Фундаментальность
Преемственность
Гражданственность
Проблемность
Интерактивность
Курс экономики рассчитан на 2 года обучения и предназначен для углубленного уровня обучения (70 часов в 10 классе, 68 часов в 11
классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской
позиции, гордости за достижения своей родины;
2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на
экономические знания;
4

3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность
за свои решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и
обязанности в экономических сферах деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на
окружающую среду.
Метапредметные результаты:
1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию;
анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели,
составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.;
3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до
слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку
зрения, уметь разрешать конфликты;
6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические
выкладки и экономические законы;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности
на основе базовых экономических знаний;
8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими
терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;
10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных
задач и методов их реализации.
Предметные результаты (углублённый уровень):
5

1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и
применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной
экономической науки;
2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной
исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности;
3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением
самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса;
5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы;
6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам
социально-экономической политики государства;
7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе
хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
Выпускник на углублённом уровне научится:
- определять границы применимости методов экономической теории;
- анализировать проблему альтернативной стоимости;
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать её;
- иллюстрировать примерами факторы производства;
- характеризовать типы экономических систем;
- различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства;
микроэкономика
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру бюджета собственной семьи;
- строить личный финансовый план;
- анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
- анализировать собственное потребительское поведение;
- определять роль кредита в современной экономике;
- применять навыки расчёта сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
- объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
- определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
6

- приводить примеры товаров Гиффена;
- объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
- объяснять и различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
- различать и представлять в виде инфографики виды издержек производства;
- анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
- объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- сравнивать виды ценных бумаг;
- анализировать страховые услуги;
- определять практическое назначение основных функций менеджмента;
- определять место маркетинга в деятельности организации;
- приводить примеры эффективной рекламы;
- разрабатывать бизнес-план;
- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
- называть цели антимонопольной политики государства;
- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
макроэкономика
- объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
- характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
- определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
- указывать основные последствия макроэкономических проблем;
- объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
- приводить примеры сфер применения показателя ВНП;
- производить расчёт ВВП;
- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
- различать сферы применения различных форм денег;
- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;
- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
- приводить примеры различных видов инфляции;
7

- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
- применять способы анализа индекса потребительских цен;
- характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
- различать виды безработицы;
- находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
- определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;
- приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
- приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи;
международная экономика
- объяснять назначение международной торговли;
- анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
- различать экспорт и импорт;
- анализировать курсы мировых валют;
- объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
- различать виды международных расчётов;
- анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
- приводить примеры глобальных экономических проблем;
- объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;
- приводить примеры этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
- анализировать текст экономического содержания по международной экономике;
- объяснять особенности современной экономики России.
Формы организации образовательного процесса:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы
обучения.
Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые
игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Доклад. Проектное задание)
8

беседа; фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тестирование;
участие в проектной деятельности, круглых столах;
подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.
Технологии и ключевые компетенции
Технология. Ожидаемый результат. Практическое применение
Технология критического мышления
Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.
-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой
сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
- «Устный конспект»,
- построение кластеров – схем,
- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод.
- мозговая атака;
- чтение с вопросами;
- синквейны,
- «продвинутая лекция»,
9

- эссе.
- ключевые термины,
- перепутанные логические цепочки,
- взаимоопрос.
Технология проектного обучения
Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном
пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.
Через создание проектов разного вида:
Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.
ИКТ – технологии
Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоениятемы, раздела. Повышение
познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.
Презентации MSPowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу Mytest. Работа в сети
Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.
Технология интерактивного обучения
Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.
Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем
через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».
Здоровьесберегающие технологии
Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического здоровья обучающихся.
1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм и видов деятельности обучающихся (не менее 4 за урок),
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда,
10

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей.
6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске,
7) антистрессовая профилактика при анализе ситуаций через работу в парах, в группах, поощрения любого варианта ответа, права на
ошибку,
8) использование и развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными правилами составления конспектов (подчеркивание,
выделение, классификация, маркировка и т.п.),
9) постоянное проговаривание основных понятий и их определений,
10) восполнение физической активности через динамические движения во время эмоциональных пауз, работе в группах, парах;
передвижения учителя по классу во время объяснения нового материала; эмоционально – двигательный настрой на письменную работу.
Виды и формы контроля
Текущий и итоговый, входящий- формы
1.Контроль и самоконтроль
(устный, письменный).
2.контрольные работы,
3.самостоятельные работы,
4.индивидуальные задания,
5.тесты,
6.устный опрос.
7.эссе
11

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Ограниченность ресурсов и рост
потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное поведение потребителя. Защита прав потребителя. Альтернативная
стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Производительность труда. Главные
вопросы экономики.
Экономическая система государства
Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Централизованная
экономическая система. Сущность смешанной экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования.
Спрос
Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса от цены. «Благо Гиффена». Эластичность спроса.
Перекрёстная эластичность спроса.
Предложение
Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения
фиксированных цен. Эластичность предложения.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Понятие цены. Функции цен. Две концепции цены. Ценовой механизм. Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры.
Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция.
Антимонопольная политика.
Доходы и расходы
Доходы. Первичные и вторичные доходы. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Заработная плата.
Сбережения. Расходы. Структура расходов домохозяйств. Закон Энгеля. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны
договора страхования.
Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская система. Центральный банк и
его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования.
Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание.
Деньги и финансы
12

История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег. Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный
(финансовый) рынок, его структура и механизм. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная
политика государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных денег. Международный и российский опыт внедрения
электронных денег. Инфляция. Виды и темпы инфляции.
Фондовая биржа
Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой
бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники
фондового рынка.
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы
Рынок труда. Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая
сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица. Виды безработицы. Прожиточный минимум. Государственная
политика в области занятости. Закон Оукена. Профсоюзы.
Фирма — главное звено рыночной экономики
Фирма и её цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акционерное предприятие. Франчайзинг.
Издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки.
Закон убывающей отдачи (доходности).
11 класс
Менеджмент и маркетинг
Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента.
Бизнес-план. Маркетинг. Понятие маркетинга. Из истории маркетинга. Сущность и содержание маркетинга. Реклама.
Государственные финансы
Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги - главный источник государственного бюджета. Из истории налогообложения.
Экономическая сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная шкала
налогообложения. Фискальная политика государства.
Государство и экономика
Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы государственной собственности. Государственное регулирование
экономики. Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Социалистическая национализация.
Капиталистическая (кейнсианская) национализация. Денационализация (приватизация).
Основные макроэкономические показатели

13

Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП. Сопоставление ВВП разных стран. Два способа
подсчёта ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Система
национальных счётов. Показатели
экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные последствия инфляции.
Экономический рост
Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и образования на экономический рост.
Экстенсивное и интенсивное развитие. Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор. Концепция
устойчивого экономического роста. Эффект акселератора.
Цикличность развития экономики
Циклическое развитие — свойство капиталистической экономической системы. Циклическое развитие как закономерность. Торговые
кризисы. Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса.
Международная торговля
Международное разделение труда. Абсолютные и относительные преимущества. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм.
ВТО. Россия и ВТО.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические
показатели России. Место России в мировой экономике. Экономические проблемы глобализации.
Критерии оценивания результатов обучения
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по экономике. Развернутый ответ ученика должен
представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать егоумение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Высокий уровень. Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
14

Повышенный уровень. Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но
допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Базовый уровень. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого.
Пониженный уровень. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно
излагает материал. Данная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Низкий уровень. Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов,
данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и
осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка выполнения тестовых заданий
80% от максимальной суммы баллов – «5»
60-80% - «4»
40-60% - «3»
0-40% - «2»
Если работа не выполнена – «1»
Высокий уровень. Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Повышенный уровень. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.
Базовый уровень. Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Пониженный уровень. Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Низкий уровень. Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.

15

Литература.
Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций (автор Г. И. Грибанова)
УМК «Экономика. 10 класс»
1.
Экономика. 10 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов) М. Дрофа,2014.
2.
Экономика. 10 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).
3.
Электронное приложение к учебнику.
УМК «Экономика. 11 класс»
1.
Экономика. 11 класс. Учебник (автор. Р. И. Хасбулатов). М. Дрофа,2014.
2.
Экономика. 11 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).
3.
Электронное приложение к учебнику.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;
http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;
http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;
http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;
http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);
http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);
http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;
http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;
http://www.stplan.ru — экономика и управление;
http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (70 часов)
Тема
1. Экономика: наука и
хозяйство
(6 ч)

Содержание уроков
Понятие экономики. Предмет изучения экономической науки. Почему экономика не может производить столько
товаров и услуг, сколько необходимо обществу? Производство, распределение, обмен, потребление. Объект труда,
средства труда. Главные вопросы экономики. Закон роста потребностей. Закон
редкости. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда. Специализация

2. Экономическая
система государства
(5 ч)

Понятие «экономическая система».
Собственность. Традиционная, централизованная (плановая), рыночная и смешанная экономические системы.
Прямые и косвенные методы государственного регулирования.
Общественные блага. Государственный сектор экономики
Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя.
Спрос, величина спроса. Закон спроса.
Кривая спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения, эффект дохода. Товары-заменители (субституты) и
дополняющие товары (комплементарные). Эластичность спроса. Товары с эластичным и неэластичным спросом
Предложение, величина предложения, закон предложения. Кривая предложения. Равновесная цена. Эластичность
предложения. Варианты эластичности предложения
Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Трудовая теория стоимости К. Маркса. Производственные затраты.
Суть неоклассической концепции. Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные
цены, цена спроса, цена предложения, общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость,
интенсивность труда.
Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость
Понятие конкуренции. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция.
Демпинговые цены. Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.
Историческая эволюция рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции; чистая монополия;
монополистическая конкуренция; олигополия.
Естественная монополия
Источники доходов. Первичные и вторичные доходы. Заработная плата, прибыль, процент, дивиденд, рента.
Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты труда. Структура доходов российской семьи. Постоянные
(обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы.
Потребительская корзина. Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, финансовые

3. Спрос
(5 ч)
4. Закон предложения (8 ч)
5. Цена и стоимость.
Альтернативная стоимость
(4 ч)
6. Конкуренция.
Типы рынков
(4 ч)
7. Доходы и расходы
(7 ч)

17

пирамиды, инфляция. Бюджет семьи. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс стоимости жизни
8. Банки и банковская система
История формирования банковской системы. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их роль в
(6 ч)
рыночной экономике. Классификация банков по формам деятельности и характеру собственности. Банковская
прибыль, ссудный процент. Кредиты. Принципы кредитования. Поручитель, банковская гарантия, кредитная история,
кредитная карта. Ипотечное кредитование.
Депозиты. Виды депозитов
9. Деньги и финансы
Происхождение и функции денег. Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги,
(8 ч)
сокровища. Товарные и кредитные деньги.
Вексель, банкнота.
Бумажные деньги и законы их обращения. Уравнение Фишера.
Денежная масса, денежные агрегаты.
Денежный рынок, инвестиционный капитал. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег», политика
«дешёвых денег». Монетарная политика. Норма обязательных резервов ЦБ. Ключевая ставка и инфляция. Темпы
инфляции.
Виды инфляции. Социальные последствия инфляции. Дефляция. Дезинфляция.
10. Фондовая биржа (4 ч)
История появления фондовых бирж.
Современная фондовая биржа. Фондовая, валютная, товарная биржа, биржа труда. Арбитражные и пакетные сделки.
Биржевые индексы. «Быки» и «медведи». Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы.
Фондовые инструменты. Участники фондового рынка
11. Рынок труда. Безработица. Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор
Профсоюзы (9 ч)
экономического роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.
Экономически активное население, занятые, безработные, добровольно незанятые. Уровень безработицы.
Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица.
Закон Оукена.
Профсоюзы. История профсоюзного движения. Рыночная власть профсоюзов
1. Фирма — главное звено Что такое фирма. Задачи фирм. Предприниматель, предпринимательство.
рыночной экономики
Основные признаки фирмы. Виды фирм. Индивидуальные (частные), товарищества (партнёрства), акционерные
(6 ч)
общества (корпорации), государственные и смешанные (с участием государства) компании.
Размеры фирм. Мелкие, средние и крупные фирмы. Акционерное предприятие. Акции и дивиденды. Простые и
привилегированные акции. Франчайзинг. Факторный доход. Прибыль, издержки, инвестиции.
Физический и финансовый капитал.
Заёмный капитал.
Экономические и бухгалтерские издержки. Явные и неявные издержки. Постоянные, переменные и общие издержки.
Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Закон убывающей отдачи (эффективности) факторов
производства

18

11 класс (68 часов)
Тема
1. Менеджмент и маркетинг (9 ч)

Содержание уроков
Понятие «менеджмент». Исторические этапы становления менеджмента.
Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа управления А. Файоля. Школа человеческих отношений и разработки
поведенческих наук. Социальная ответственность бизнеса. Человеческие отношения, публичные отношения,
фордизм.
Современные тенденции менеджмента.
Обязанности менеджеров компании.
Менеджмент в России. Понятие «маркетинг». Основные задачи маркетинга. Этапы развития маркетинга как
определённого вида коммерческой деятельности и теоретической науки. Три звена в системе управления
маркетинговыми операциями. Реклама. Мерчендайзер.
Маркетолог
2. Государственные финансы
Государственные финансы. Министерство финансов и его функции. Государственный бюджет. Бюджетные
(9 ч)
принципы. Функции бюджета. Расходные и доходные статьи бюджета. Профицит и дефицит бюджета.
Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг.
Историческая эволюция налогообложения.
Экономическая сущность налогов.
Функции налогов. Бюджетные фонды и их назначение. Налоговая система. Фискальная политика государства.
Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Акциз, пошлина. Федеральные и муниципальные налоги.
Механизм налогообложения. Прогрессивная, пропорциональная, регрессивная системы налогообложения.
Налоговые льготы
3. Государство и экономика
Причины государственной экспансии в экономику. Прямые и косвенные формы вмешательства. Экономические
(8 ч)
функции государства. Закон Вагнера. Формы участия государства в экономике. Приватизация и национализация.
Типы государственной собственности.
Участие государства в смешанной экономике (начало ХХ в.).
Государственное
регулирование
экономики.
Национальные
программы,
национальные
проекты,
импортозамещение. Ваучерная приватизация
4.
Основные
макроэкономические Валовой внутренний продукт (ВВП).
показатели
Валовой национальный продукт (ВНП).
(10 ч)
Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация, чистый внутренний продукт.
Исключение двойного счёта при расчёте
ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор ВВП.
Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). ВВП и
ВНП на душу населения. Национальный доход. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП.

19

Индекс потребительских цен. Темпы роста ВВП.
ВВП и инфляция.
Система национальных счётов (СНС).
Кругооборот доходов и расходов. ВВП (ППС) на душу населения. Реальный сектор экономики, бюджетный
сектор экономики. Денежный сектор. Внешний сектор. Платёжный баланс
5. Экономический рост
Измерение экономического роста. Факторы экономического роста. Рост населения и численности рабочей силы.
(6 ч)
Накопление капитала, инвестиции, земля, технологический прогресс, знания, опыт, инновации.
Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное
развитие.
«Ресурсное проклятие».
Современная трактовка экономического роста.
Мультипликатор и акселератор. Теория устойчивого экономического роста
и развития
6. Цикличность развития экономики
Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Подъём, спад,
(7 ч)
кризис, депрессия, оживление. Механизм циклического движения и кризис.
Решение противоречий в ходе кризиса.
Мировой финансово-экономический кризис 2008—2010 гг. Антикризисные действия государств. Кризис
неолиберальной экономической доктрины.
Теория Фридмэна
7. Международная торговля
Что такое международная торговля? Экспорт, импорт, внешнеторговый оборот. Международное разделение
(6 ч)
труда. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория сравнительных преимуществ
Д. Рикардо. Теория интернациональной стоимости К. Маркса.
Валютный курс. Свободно конвертируемая валюта. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный валютный
курс, «валютный коридор», «бивалютная корзина». Курс покупателя, курс продавца. Кросс-курс. Номинальный и
реальный валютный курс. Свободная торговля и протекционизм.
Всемирная торговая организация (ВТО).
Россия и ВТО. Структура внешней торговли России. Санкции
8. Российская Федерация в системе
Общая характеристика экономики
Мирового хозяйства
России. Основные макроэкономические показатели России. Отраслевая структура хозяйства России. Основные
(5 ч)
показатели участия России во внешнеэкономических связях. Внешнеторговый баланс России. Показатель
экспортной квоты.
Индекс концентрации экспорта. Индекс диверсификации импорта
9.
Экономические
проблемы Сущность и содержание глобальных экономических проблем. Неравное потребление. Новые модели потребления
глобализации
(8 ч)

20

Календарно-тематическое планирование
10 класс
Тема урока

Колво
часов

Содержание урока

Вводный урок

1

Что такое экономика.
главная цель
экономики

1

Понятие экономики.
Предмет изучения
экономической науки.
Экономика и
экономическая наука.
Производство,
распределение, обмен,
потребление. Даровые
(свободные) и
экономические блага.
Факторы производства

Формы ,
Характеристика основных
методы
видов деятельности учащегося
контроля
Экономика: наука и хозяйство (6 ч.)

Главные проблемы
экономики. Закон редкости
и закон роста потребностей

Самоконтро
ль

Анализ информации

Устный
опрос

Учащийся должен уметь:
- приводить примеры свободных и
экономических благ;
выстраивать
логическую
последовательность
экономических процессов;
приводить
примеры,
подтверждающие закон редкости и
закон роста потребностей;
понимать,
что
такое
альтернативная
стоимость,
приводить собственные примеры
альтернативной
стоимости
выбора;

Дом. задание и
подробности
урока

Дата

1.§ 1, в. 1 – 5
устно, в. 6, 7 письменно
2.Завести
тетрадь для
домашних работ
3*. Напишите
мини-сочинение
на тему
«Вопросы: что?
как? и для кого?
производить – не
21

Ограниченность
ресурсов.
Факторные доходы

2

Потребности. Факторы
производства и факторные
доходы (заработная плата,
рента, процент, прибыль).

Практикум
«Пирамида
потребносте
й»

анализировать
кривую
производственных возможностей,
описывать
положение
точек
относительно
кривой
производственных возможностей,
раскрывать их экономический
смысл
- называть факторы производства;
-рассчитывать
производительность труда;

составляли бы
проблемы, если
бы ресурсы не
были
ограничены». (П.
Самуэльсон).
1. § 2, в. 1-4 устно, задача 5 письменно
2. На альбомном
листе построить
пирамиду
СВОИХ
потребностей

Ограниченность
ресурсов

1

Факторы
производства.

1

Ограниченность ресурсов.
Выбор и альтернативная
стоимость.
.

Эссе
Тесты

раскрывать понятия
«специализация», «разделение
труда»
Анализ информации

выводы по главе
стр. 20

Экономическая система государства (5 ч.)
Типы экономических
систем

2

Понятие «экономическая
система». Типы
экономических систем.
СОБСТВЕННОСТЬ.

Тесты

Учащийся должен уметь:
- раскрывать сущность понятия
«экономическая система»;
- называть главные особенности
традиционной, централизованной
и
рыночной
экономических
систем;
- приводить примеры различных

1.§ 3, в. 1-3 –
устно, в. 4 –
письменно в
рабочей тетради
2.§ 4, в. 1-4 –
устно, задание 5
– подготовить
22

форм собственности;
- делать выводы о преимуществах
и недостатках экономических
систем;
- понимать роль государства в
рыночной экономике;
объяснять
отличия
общественных благ от частных;
приводить
примеры
общественных благ;
Типы экономических
систем: смешанная
экономическая
система
Государственный
сектор экономики
контрольная работа
по теме "Главные
вопросы экономики"

1

2

Прямые и косвенные
методы государственного
регулирования.
Общественные блага.
Государственный сектор
экономики.

Устный
опрос

- называть отрасли, входящие в
государственный сектор
экономики

Тесты

Выполнение тестов
Поиск информации

доклад и
представить его
в виде
презентации
3.Подготовить
план
развернутого
ответа по теме
«Экономические
системы».

1.основное
содержание
главы, стр. 29
2.подготовиться
к контрольной
работе (§ 1 – 4)

Спрос (5 ч.)
Понятие о рынке

1

Рыночный механизм. Виды
рынков, функции рынка.
Суверенитет потребителя

Спрос

2

Спрос, величина спроса.

Индивидуал
ьные
задания
Тесты

Объяснять значение основных
понятий темы

§ 5 стр. 30 – 33, в.
1, 2 - устно

Учащийся должен уметь:

1.§ 5 стр. 33 – 34,
23

Понятие, определение,
шкала, кривая, закон
Реакция спроса на
воздействие различных
факторов. Благо Гиффена –
товары низшей категории

Что такое
эластичность.
Эластичность спроса
по цене.

2

Понятие эластичности.
Практическое применение
эластичности

Устный
опрос

- объяснять значение основных
понятий темы;
- называть функции рынка,
приводить примеры различных
рынков;
- формулировать закон спроса;
доказывать
примерами
зависимость спроса от цены;
- приводить примеры неценовых
факторов спроса;
- анализировать график кривой
спроса, объяснять причины сдвига
кривой;
- приводить примеры товаровзаменителей
и
дополняющих
товаров
-называть группу товаров с
эластичным и неэластичным
спросом;
-решать задачи на определение
величины спроса и эластичность
спроса

в. 3, 4, 5 - устно
2.§ 6, стр. 35 – 37,
в. 1, 3, 4, 5, 7, 10 устно

1.§ 6, стр. 37 – 39,
в. 2 – устно, в. 6,
8, 9, 10 –
письменно в
рабочей тетради
2. выводы по
главе стр. 40

Закон предложения (8 ч.)
Что такое
предложение.

2

Предложение. Понятие,
определение, шкала,
кривая, закон. факторы,
влияющие на изменение
предложения

Решение
Учащийся должен уметь:
графических - объяснять значение основных
задач
понятий темы;
формулировать
закон
предложения;
доказывать
примерами

1.§ 7
2. вопросы 1 – 5 устно

24

Формирование
рыночной цены

2

Эластичность
предложения по цене

2

Построение кривых спроса
и предложения.
Нахождение точки
рыночного равновесия.
Рыночное равновесие.
Понятие эластичности.
Практическое применение
эластичности

Тесты

Устный
опрос

зависимость
предложения
от
цены;
- анализировать график кривой
предложения, объяснять причины
сдвига кривой;
устанавливать
причины
рыночного равновесия;
- объяснять причины различной
эластичности;
приводить
примеры,
иллюстрирующие понятия темы
Строить графики спроса и
предложения, решать задачи на
нахождение равновесной цены;
Решать задачи на определение
величины предложения и
эластичность предложения

§ 8, стр. 45 – 47,
в. 1, 2, 5 - устно

1.§ 8, стр. 47, в. 3,
4, 6 – устно, в. 7,
8 – письменно

2.Выводы по
главе стр. 49 –
50.
3.Подготовиться
к контрольной
работе по теме
«Спрос.
Предложение.
Рыночная цена»

25

Спрос. Предложение.
Формирование
рыночной цены

1

Контрольная работа

1

Анализ причин, вызвавших
изменения на товарных
рынках

Решение
Анализ ситуаций
качественны
х задач

Тесты

Подготовьте
небольшие
доклады о Д.
Рикардо, К.
Марксе, А.
Маршалле.

Практическая работа

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость (4 ч)
Цена товара.
Функции цен

Альтернативная
стоимость.
Добавленная
стоимость

2

1

Что такое цена. Функции
цены. Факторы, влияющие
на ценообразование

Альтернативная стоимость.
Добавленная стоимость

Решение
задач

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
- раскрывать суть двух концепций
формирования цены товара;
- приводить примеры различных
цен;
- понимать механизм образования
равновесной цены;
- приводить примеры товаров с
высокой добавленной стоимостью
Решать задачи на альтернативную
стоимость

1.§ 9, в. 1, 2, 3, 4 устно
2.§ 10, в. 1, 2, 3, 4
- устно

1.§ 11, в. 1, 3 –
устно, 2, 4, 5 письменно
2.Выводы по
главе стр. 59

26

Контрольная работа
"Спрос, предложение,
рыночное равновесие"

Тесты

1

Выполнение тестовой работы

Конкуренция. Типы рынков (4ч.)
Экономическое
значение
конкуренции.

Виды рыночных
структур

2

2

Понятие конкуренции. Ее
сущность.
Ценовая
и
неценовая
конкуренция.
Условия для конкуренции.
Типы
конкуренции.
Достоинства и недостатки
каждого типа для продавца
и покупателя

Естественная монополия.
Основные функции
Федеральной
антимонопольной службы

Эссе

Индивидуал
ьные
задания

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
понимать
условия
для
проявления конкуренции;
- объяснять действия конкурентов
при
ценовой
и
неценовой
конкуренции;
выявлять
достоинства
и
недостатки конкуренции;
- сравнивать различные типы
рыночных структур, находить
черты сходства и различия;
- приводить примеры рыночных
структур;

1.§ 12, в. 1-5 –
устно
2.§ 13 в. 6 –
подготовить
сообщение,
представить в
виде
презентации

3.§ 14 в. 5 –
подготовить
сообщение,
представить в
виде
презентации
- классифицировать рынки по 1.§ 13, в. 1 - 5 –
степени проявления конкуренции; устно, в. 7, 8 –
письменно в
- объяснять причину появления
рабочей тетради
естественных монополий,
приводить примеры естественных 2.§ 14, в. 1 – 4, 6 –
монополий
устно
3. Подготовить
план
27

развернутого
ответа по теме
«Экономические
системы».
Доходы и расходы (7 ч)
Семейный бюджет.

Заработная плата.

2

2

Бюджет семьи. Источники
доходов. Первичные и
вторичные
доходы.
Структура
доходов
российской
семьи.
Постоянные (обязательные)
расходы,
переменные
(произвольные) расходы.
Закон Энгеля

Эссе

Сбережения,
депозит,
ссудный доход, облигация,
акция,
инвестиции,
финансовые
пирамиды,
инфляция. Номинальная и
реальная заработная плата.

Устный
опрос

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
- называть источники доходов,
различать вторичные и первичные
доходы;
- приводить примеры доходов
домохозяйств;
- находить информацию о размере
МРОТ и прожиточном минимуме
в разных регионах страны,
сопоставлять, делать выводы;
- анализировать диаграммы и
таблицы
со
статистическими
данными, делать выводы на
основе анализа;
- называть виды сбережений,
оценивать экономические риски;
- составлять личный бюджет и
семейный бюджет
рассчитывать
реальную
заработную плату;

1.§ 15, в. 1, 2 –
устно; в. 3, 4 –
письменно

- объяснять различия в зарплате
трудящихся разных стран

2.Проект
«Прожиточный
минимум»

2.§ 16, в. 1, 2, 4 –
устно; в. 3, 5 (!) –
письменно
3.§ 17, в 1 – устно

1.§ 18, в 1 - 5 –
устно

28

Индекс стоимости жизни
Неравенство
благосостояния
граждан и
возможности его
сокращения

2

Социальные трансферты.
Минимальный
размер
оплаты
труда.
Потребительская корзина.
Потребительская корзина,
прожиточный минимум

Практикум
«Расчет
потребитель
ской
корзины»

Анализ источников

1.Выводы по
главе стр. 81
2.Подготовиться
к контрольной
работе по теме
«Доходы и
расходы»
3.Подготовить
сообщение об
истории
возникновения
банков,
представить в
виде
презентации

Контрольная работа

1

Банковская система.
Причины появления
и виды банков

1

Тесты
Выполнение тестов
Банки и банковская система (6 ч.)
Причины появления
банков. Банковская
система. Виды банков

Самоконтро
ль

Учащийся должен уметь:
давать
характеристику
банковской системы страны;
сравнивать
функции
Центрального
банка
и
коммерческих банков;
- объяснять значение основных
понятий темы;
просчитывать
риски
по
кредитам;

1.§ 19, в. 1-4 –
устно, в. 6 –
подготовить
информацию в
виде
презентации
2.§ 20, в. 1-4 –
устно
29

Банки и структура
денежной массы

2

Как банки создают
деньги. Роль
Центрального Банка в
регулировании
кредитно-денежной
системы страны

2

Контрольная работа
по теме "Банковская
система"

1

Функции банков.
Классификация банков.
Депозиты. Виды депозитов.
Кредитование. Виды
денежных средств
Кредитная эмиссия.

Эссе

Индивидуал
ьные
задания

- рассчитывать выплаты по
кредиту на основе примеров из
реальной жизни;
- находить информацию об
условиях
ипотечного
кредитования в различных банках;
объяснять
ответственность
поручителя по кредитам;
- называть виды депозитов,
оценивать их преимущества и
недостатки

3.§ 21, в. 1-2 –
устно
4.Миниисследование
«Виды банков»
1.§ 20, в. 5 –
письменно в
рабочей тетради
1.Выводы по
главе стр. 91
2.§ 33, стр. 99 –
101, в. 1 – 6 устно

Мир денег

1

Функции денег

2

Тесты

Происхождение и функции
денег. Существующие
виды денег. Электронные
деньги
Ликвидность денег.
Денежная масса, денежные
агрегаты. Функции денег.

Выполнение тестов

Деньги и финансы (8 ч.)
Деловая
Учащийся должен уметь:
1. § 22 стр. 92 - 94
игра
- объяснять значение основных
«Бартер»
понятий темы;
приводить
примеры,
подготовит характеризующие функции денег; 1.§ 22, стр. 94 – 96
называть
свойства
ь доклад по металлических денег;
теме,
2.§ 23
объяснять
необходимость
представит 30

ь
информаци
ю в виде
презентаци
и
Эссе

появления бумажных и кредитных
денег;
- делать выводы о роли денег в
экономике;
- объяснять действие закона
Фишера,
приводить
примеры
влияния денежной массы на
инфляцию;
- называть денежные агрегаты,
проводить сравнение степени
ликвидности, давать объяснение;
понимать,
как
работает
денежный рынок;
- выстраивать логическую цепочку
движения капиталов;
объяснять
влияние
ставки
рефинансирования на инфляцию;
анализировать
график
равновесия на денежном рынке,
делать выводы;
- аргументированно объяснять
политику
«дорогих
денег»,
политику «дешёвых денег»;
- искать в Интернете данные о
ставке
рефинансирования
в
разных странах

Закон денежного
обращения

1

Скорость денежного
обращения. Монетаризм

Инфляция. причины
возникновения. Виды
инфляции

1

Виды инфляции: инфляция
спроса.
инфляция
предложения
Темпы
инфляции.

Индивидуал
ьные
задания

Инфляция.
Причины
возникновения.
Виды. Последствия.
Методы борьбы

2

Социальные последствия
инфляции. Дефляция.
Дезинфляция.

Устный
опрос

§ 23 Выводы по
главе, стр. 100 –
101 подготовить
доклад по теме,
представить
информацию в
виде
презентации

1.Выводы по
главе стр. 102103
2.Подготовиться
к контрольной
работе по теме
«Деньги и
31

финансы»
Контрольная работа
по теме "Деньги.
Денежное обращение.
Инфляция"

Тесты

1

Выполнение тестов
Анализ источников

Фондовая биржа (4 ч.)
Фондовые биржи, их
деятельность

2

История появления
фондовых бирж.

Фондовые
инструменты

2

Рынок ценных бумаг.
Участники фондового
рынка

Человек на рынке
труда

2

Труд. Рынок труда.
Особенности рынка труда.

Эссе

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
- сравнивать различные ценные
бумаги;
- объяснять действия участников
фондового рынка;
- решать задачи на расчёт
стоимости ценных бумаг;
- искать информацию о биржевых
индексах,

1.§ 24, в. 1-5 –
устно, в 6 –
письменно в
тетрадях для
домашних работ
2.§ 25, в. 1-3 –
устно, в 4, 5 –
письменно в
рабочих
тетрадях

Решение
- представлять доклады и
задач на
презентации по теме
расчет
стоимости
ценных
бумаг
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы (11 ч.)
Самоконтро
ль

Учащийся должен уметь:
§ 27, в. 1-3 –
- называть особенности рынка устно
труда;
- определять качество рабочей
32

Производный спрос.
Факторы формирования
спроса и предложения на
рынке труда. Способы
стимулирования
предложения труда

Индивидуал
ьные
задания

Способы оплаты труда.
Средняя заработная плата.
От чего зависят
устойчивые различия в
оплате труда Страхование
Развитие профсоюзного
движения
Безработица, полная
занятость, естественная
норма

Ролевая
игра «Как
добиться,
чтобы
человек
работал
хорошо»
Анализ
статистическ - раскрывать понятие «рыночная
их данных власть профсоюзов»

Рынок труда.
Предложение на
рынке труда.
Формирование
заработной платы

2

Социальные
проблемы на рынке
труда. Роль
профсоюзов на
рынке труда

2

что такое
безработица, полная
занятость,
естественная норма
безработицы
Типы безработицы

2

1

Структурная, циклическая,
фрикционная, сезонная
типы безработицы

Как можно
сократить
безработицу

1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ЗАНЯТОСТИ. методы
сокращения безработицы

силы;
- доказывать влияние качества
рабочей силы на экономический
рост;
- определять уровень безработицы,
используя статистические данные;
давать
характеристику
различных видов безработицы;
- приводить примеры различных
видов безработицы, в том числе
скрытой;
- анализировать структуру рынка
труда;
- решать задачи на закон Оукена;

Тесты

Ролевая
игра
«Служба
занятости»

1.§ 27 в. 4, 5 –
письменно
2.Подготовиться
к
самостоятельной
работе
1.§ 28, стр. 127 –
129, в. 4, 5 –
устно

§ 28, стр. 127 –
129, в. 4, 5 –
устно
1.§ 28 стр. 125 –
127, в. 1, 2 –
устно; в. 3, 6 –
письменно в
рабочей тетради

Представлять доклады о
деятельности профсоюзов в
разных странах мира

1.Выводы по
главе стр. 130
2.Подготовить
план
развёрнутого
33

ответа по теме
«Рынок труда».
3.Подготовиться
к контрольной
работе по теме
«Человек на
рынке труда»
Контрольная работа
по теме "Человек на
рынке труда"

1

Тесты

Выполнение тестов

Итого 70 часов

34

Календарно- тематическое планирование 11 класс
Тема урока

Кол-во
часов

Содержание урока

Формы и
методы
контроля

Что такое фирма. Виды
фирм по российскому
законодательству

2

Индивидуальные и
коллективные виды
фирм
Достоинства и
недостатки различных
видов организации
бизнеса

2

ИП. Общества и
товарищества

проект

2

Кооперативы и
унитарные предприятия

самоконтроль

Экономические затраты
и прибыль фирмы

2

Издержки, выручка,
прибыль. Виды затрат:
постоянные и
переменные, внутренние
и внешние, бухгалтерские
и экономические

тест

Характеристика основных видов
деятельности учащегося

Дом.
задание и
подробност
и урока

Дата

Фирма – главное звено рыночной экономики (9 ч.)
Экономические цели
проект
Учащийся должен уметь:
фирмы, ее основные
- объяснять значение
организационные формы.
понятий темы;

образец
основных продукции,
вид фирмы,
ее
- раскрывать задачи фирмы и
выпускающ
предпринимательской деятельности;
ей, описание
- называть основные признаки
данного
фирмы;
организацио
- давать характеристику различных
нновидов фирм;
правового
выявлять
преимущества
и
способа
недостатки различных фирм;
организации
проект
приводить
примеры
фирм,
различающихся
по
форме "Создание
фирмы"
собственности и по размерам;
заполнить
- объяснять организацию и структуру
таблицу в
управления акционерного общества;
раб.
сравнивать
простые
и
тетради,
привилегированные акции;
тест.

- раскрывать особенности ведения
бизнеса в форме франчайзинга,
приводить
примеры
франчайзинговых фирм;
- называть факторные доходы;
- приводить примеры бухгалтерских,
экономических,
постоянных,

35

Контрольная работа по
теме "Фирма и
экономические основы
ее деятельности"

1

тест

переменных издержек;
- решать задачи на вычисление
издержек и прибыли фирмы;
- раскрывать сущность неявных
издержек, приводить примеры; объяснять
сущность
закона
убывающей
отдачи,
приводить
графики,
аргументы,
подтверждающие действие этого
закона
Выполнение тестов

Менеджмент и маркетинг (7 ч.)
Менеджмент

Современные
тенденции
менеджмента.

1

2

Понятие «менеджмент».
эссе
Исторические
этапы
становления
менеджмента.
Школа
научного
управления Ф. Тейлора.
Административная школа
управления А. Файоля.
Школа
человеческих Устный опрос
отношений и разработки
поведенческих
наук.
Социальная
ответственность бизнеса.
Человеческие отношения,
публичные
отношения,
фордизм.
Современные тенденции
менеджмента.

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
- давать характеристику различных
школ менеджмента;
- сравнивать, выявлять преимущества
и недостатки различных школ
управления;
- высказывать своё мнение о
социальной ответственности бизнеса,
излагая его в виде эссе;
- приводить примеры вертикальных,
горизонтальных объединений фирм,
конгломератов;
- называть основные обязанности
менеджеров компании;

§1

§ 2, 4
Найдите в
СМИ или
Интернете
материалы о
банкротстве
фирм в
разных
странах

36

Обязанности менеджеров
компании.
Менеджмент в России.
Банкротство фирм
Маркетинг

2

Понятие
«маркетинг».
Основные
задачи
маркетинга.
Этапы
развития маркетинга как
определённого
вида
коммерческой
деятельности
и
теоретической науки. Три
звена
в
системе
управления
маркетинговыми
операциями.

самоконтроль

Маркетинг

2

Реклама. Мерчендайзер.
Маркетолог

Устный опрос

- давать характеристику управления
на социалистическом предприятии,
выявлять
черты
отличия
от
современного менеджмента фирмы
раскрывать
роль
рекламы
в
продвижении товара;
называть
функции
звеньев
управления
маркетинговыми
операциями;
- приводить примеры агрессивной
рекламы, удачных и неудачных
рекламных кампаний фирм;
- объяснять функциональные
обязанности мерчендайзеров и
маркетологов

Анализ источников

мира.

§3
Проведите
исследовани
я
маркетингов
ой политики
фирм в
сфере услуг
сотовой
связи,
кинобизнеса
, крупных
косметическ
их
компаниях.
Выводы по
главе стр. 21
- 22

Государственные финансы (9 ч.)
Государственные
финансы.

2

Государственные
финансы. Министерство
финансов и его функции.
Государственный
бюджет.
Бюджетные
принципы.
Функции
бюджета. Расходные и
доходные
статьи
бюджета. Профицит и
дефицит
бюджета.

проект

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
- называть и объяснять бюджетные
принципы, функции бюджета;
- объяснять причины появления
государственного долга и пути
погашения долга;
-проводить анализ государственного

§5
Проект
«Бюджет
для
граждан»

37

Налоги –главный
источник
государственного
бюджета

2

Виды налогов

2

Механизм
налогообложения

2

Контрольная работа по
теме "Государственные
финансы"

1

Государственный
долг.
Внутренний и внешний
государственный долг.
Историческая эволюция
эссе
налогообложения.
Экономическая сущность
налогов.
Функции
налогов.
Бюджетные фонды и их
назначение.
Налоговая
система.
Фискальная
политика государства.
Виды налогов. Прямые и Устный опрос
косвенные налоги. Акциз,
пошлина. Федеральные и
муниципальные налоги.
Механизм
тест
налогообложения.
Прогрессивная,
пропорциональная,
регрессивная системы
налогообложения.
Налоговые льготы

тест

долга России и других стран мира на
основе статистических материалов,
собранных самостоятельно
Объяснять экономическую сущность
налогов;
называть
функции
налогов,
приводить примеры бюджетных
фондов, выплат из этих фондов;
- давать характеристику фискальной
политики государства;
- приводить примеры прямых и
косвенных
налогов,
выявлять
различия прямых и косвенных
налогов;
находить
информацию
о
механизмах
налогообложения
в
разных странах;
делать выводы о
степени
социальной
направленности
фискальной политики государств
мира;
- понимать механизм получения
налоговых льгот, их социальную
направленность;
- решать задачи на вычисление
налоговых выплат частного лица и
фирм
Выполнение тестов

§6

§7

Выводы по
главе стр.
38-39

Государство и экономика (7 ч.)

38

Экономические
функции государства.

2

Причины
государственной
экспансии в экономику.
Прямые и косвенные
формы вмешательства.
Экономические функции
государства. Закон
Вагнера. Формы участия
государства в экономике.

самоконтроль

приводить примеры прямых и
косвенных форм вмешательства;
- называть экономические функции
государства;
-приводить примеры национализации
и приватизации;
-приводить
примеры
государственной собственности;

§8

Приватизация и
национализация

2

Приватизация и
национализация. Анализ
способов приватизации
Ваучерная приватизация

Устный опрос

§9

Роль государства в
экономике

2

Государственное
регулирование
экономики.
Национальные
программы,
национальные проекты,
импортозамещение.

эссе

Давать
характеристику
социалистической национализации;
-выявлять
особенности
капиталистической приватизации;
-объяснять
необходимость
импортозамещения;
- давать оценку ваучерной
приватизации в России
Анализ источников

Контрольная работа по
теме «Государство и
экономика»

1

тест

Выполнение тестов

Выводы по
главе стр.
51-52

Основные макроэкономические показатели (6 ч.)
Основные
макроэкономические
показатели

2

Валовой
внутренний
продукт (ВВП).
Валовой национальный
продукт (ВНП).

самоконтроль

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение
понятий темы;
-

§ 10

основных

39

ВВП и ВНП на душу
населения.
Национальный доход
(НД)

2

Система национальных
счётов

2

Методы подсчёта ВВП,
ВНП.
Амортизация,
чистый
внутренний
продукт.
Исключение
двойного
счёта при расчёте
ВВП. Реальный ВВП.
Дефлятор
ВВП.
Сопоставление
ВВП
разных стран и обменные
курсы валют. Паритет
покупательной
способности (ППС).
ВВП и ВНП на душу
населения. Национальный
доход. Фактор цены и
стоимости
товара
в
исчислении ВВП.
Индекс потребительских
цен. Темпы роста ВВП.
ВВП и инфляция.

Система национальных
счётов
(СНС).
Кругооборот доходов и

самоконтроль

применять методы подсчёта ВВП и
ВНП при решении задач по теме;
- приводить примеры двойного счёта;
- различать реальный и номинальный
ВВП;
- объяснять значение паритета
покупательной
способности,
приводить примеры;
рассчитывать
индекс
потребительских цен, используя
данные, самостоятельно найденные в
разных источниках;
- называть виды инфляции, объяснять
социальные последствия инфляции;
-

самоконтроль

описывать систему национальных Выводы по
главе стр. 64
счётов;
- 65
- анализировать таблицы, делать

§ 11

40

расходов. ВВП (ППС) на
выводы об уровне экономического
душу
населения.
развития разных стран;
Реальный
сектор
- называть секторы экономики
экономики, бюджетный
сектор
экономики.
Денежный
сектор.
Внешний
сектор.
Платёжный баланс
Экономический рост (6 ч.)
Экономический рост.
Факторы
экономического роста

2

Измерение
Устный опрос
экономического
роста.
Факторы экономического
роста. Рост населения и
численности
рабочей
силы.
Накопление
капитала,
инвестиции,
земля,
технологический
прогресс, знания, опыт,
инновации.
Влияние
научнотехнического прогресса и
образования
на
экономический
рост.
«Ресурсное проклятие».

Учащийся должен уметь:
-применять
формулу
для
определения экономического роста;
- называть факторы экономического
роста;
- приводить примеры интенсивных и
экстенсивных
факторов
экономического развития;
- выказывать своё мнение о
«ресурсном проклятии» экономики
России,
аргументированно
доказывать свою точку зрения;
доказывать
на
примерах
положительный и отрицательный
эффекты мультипликатора;

§ 12

Современная трактовка
экономического роста.
Мультипликатор и
акселератор

2

Экстенсивное
и
интенсивное развитие.
Современная трактовка
экономического роста.
Мультипликатор
и
акселератор.

Раскрывать сущность акселератора

§ 13

эссе

Анализ источников

41

Теория устойчивого
экономического роста и
развития

2

Циклическое развитие
как закономерность.

2

Фазы экономического
цикла. Кризисы

2

Мировой финансовоэкономический кризис
2008—2010 гг.

2

Теория устойчивого
тест
Анализ источников
экономического роста и
развития
Цикличность развития экономики (7 ч.)
Циклическое развитие
как закономерность.
Торговые кризисы.
Фазы
экономического
цикла. Подъём, спад,
кризис,
депрессия,
оживление.
Механизм
циклического движения и
кризис.
Решение
противоречий в ходе
кризиса

Мировой
финансовоэкономический
кризис
2008—2010
гг.
Антикризисные действия
государств.
Кризис
неолиберальной
экономической доктрины.
Теория Фридмэна

эссе
самоконтроль

Индивидуаль
ные задания

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
приводить
аргументы,
подтверждающие
цикличность
развития экономики;
- называть последовательно фазы
экономического
цикла,
характеризовать
явления
в
экономике,
связанные
с
определённой фазой цикла;
- обобщать мировой опыт, предлагая
пути выхода из кризиса;
- понимать причины и следствия
мирового финансово-экономического
кризиса 2008—2010 гг.;
- раскрывать сущность теории
Фридмэна
применительно
к
современной
экономической
ситуации
Анализ источников

Выводы по
главе стр. 75

§ 14

§ 15

§ 16
Выводы по
главе стр. 87
- 88

42

Контрольная работа

тест

1

Выполнение тестов

Международная торговля (6 ч.)
Международная
торговля

2

Что такое международная
торговля?
Экспорт,
импорт, внешнеторговый
оборот. Международное
разделение труда. Теория
абсолютных преимуществ
А.
Смита.
Теория
сравнительных
преимуществ
Д.
Рикардо.
Теория
интернациональной
стоимости К. Маркса.

Устный опрос

Валютный курс

2

Валютный
курс.
Свободно
конвертируемая валюта.
Колеблющийся,
«плавающий»,
фиксированный
валютный
курс,
«валютный
коридор»,
«бивалютная
корзина».
Курс покупателя, курс
продавца.
Кросс-курс.
Номинальный и реальный
валютный курс.

самоконтроль

§ 17
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
подготовит
понятий темы;
анализировать
статистические ь доклад по
теме,
данные, делать выводы;
представит
- классифицировать страны по
ь
объёму внешней торговли;
информаци
- приводить примеры абсолютных и
ю в виде
сравнительных
преимуществ
в презентаци
мировой торговле;
и
-производить
расчёты
по
конвертации валют;
- решать практические задачи,
используя современные данные,
полученные
самостоятельно
из
различных источников информации
§ 18
приводить
примеры
свободно
конвертируемых валют;
- оценивать разные валютные курсы;

43

2

Свободная торговля и Индивидуаль
- аргументировать преимущества и
протекционизм.
ные задания недостатки вступления России в ВТО
Всемирная
торговая
организация (ВТО).
Анализ источников
Россия и ВТО. Структура
внешней
торговли
России. Санкции
Российская Федерация в системе Мирового хозяйства (5 ч.)

§ 19

Место Российской
Федерации в системе
мирового хозяйства

2

Общая
характеристика Устный опрос
экономики
России.
Основные
макроэкономические
показатели России.

§ 23

Основные показатели
участия России во
внешнеэкономических
связях.

2

Отраслевая
структура
хозяйства
России.
Основные
показатели
участия
России
во
внешнеэкономических
связях. Внешнеторговый
баланс
России.

Учащийся должен уметь:
- давать характеристику экономики
России;
называть
основные
макроэкономические показатели;
- делать выводы о структуре
хозяйства России;
- объяснять причины изменения
структуры хозяйства;
- анализировать основные показатели
участия
России
во
внешнеэкономических связях;
- искать современные статистические
данные об экономической ситуации в
России,
делать
выводы,
подтверждать их аргументами
давать
характеристику
внешнеторгового баланса
России;
рассчитывать экспортную квоту
России за разные годы, используя
статистические данные, найденные

Свободная торговля и
протекционизм.
Всемирная торговая
организация (ВТО)

эссе

44

самостоятельно;
- объяснять сущность индекса
концентрации экспорта и индекса
диверсификации импорта;

Показатель
экспортной
квоты.
Индекс
концентрации
экспорта.
Индекс
диверсификации импорта
Контрольная работа

1

тест

Выполнение тестов

стр. 135 –
136

Экономические проблемы глобализации (6 ч.)
Глобальные
экономические
проблемы

2

Глобальные
экономические
проблемы

1

Экономика и экология:
проблемы
взаимодействия

2

Глобальные
экологические
проблемы

1

Сущность и содержание самоконтроль
глобальных
экономических проблем.
Неравное
потребление.
Новые
модели
потребления
Проблема
эссе
экономического
неравенства,
демографическая
проблема, проблема
голода
Влияние человека на
Индивидуаль
окружающий мир.
ные задания
Макроэкономическое
равновесие
Глобальные
тест
экологические проблемы.
Причины возникновения,
последствия, методы
борьбы
Итого 68 ч.

Анализ источников

Учащийся должен уметь:
- объяснять значение основных
понятий темы;
- приводить примеры неравного
потребления;
- показывать на географической
карте стра́ны с высоким и низким
уровнем потребления;
называть
новые
модели
потребления;

§ 24

выводы по
главе стр.
148

- писать эссе по предложенным
темам

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».