Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию г. Комсомольск-на-Амуре
МОУ СОШ № 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для 8-9 класса

Комсомольск-на-Амуре

Общее количество часов по плану: 70 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании примерной рабочей программы по основам безопасности жиннедеятельности
(далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
(утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн),
требований к результатам освоения про- граммы основного общего образования, представленных в Феде- ральном
государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОБЖ,
Примерной программы воспитания.
Учебник – «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 класса А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников 2010 г. М. «Просвещение»
30 «августа » 2021г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса составлена на основе Федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного
общего образования по ОБЖ //Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности . 5-9
классы: проект.- М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы «Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников . 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников », издательство «Просвещение» 2011.
Программа ориентирована на использование учебника:
Основы безопасности жизнедеятельности.8-9 класс: учеб. для
общеобразоват .организаций / А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под
ред.А.Т.Смирнова;-3-е издание. , из-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2015.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и
государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к
гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности;
развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и своих возможностей.
Данная учебная программа направлена на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и
общества;
выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно
противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом
своих возможностей.
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность,
последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и
навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения. Принципы реализуются с помощью различных методов и средств
(ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
Формы обучения учащихся на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Основные методы обучения - наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения
стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении,
компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Формы контроля.
1. Текущий контроль
- Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания
- Выполнение заданий в рабочих тетрадях (в течении урока)
- Решение ситуативных задач
- Самостоятельная работа с учебником
- Отработка практических действий (практические занятия).
- Активное участие на уроке, нахождение ответов на проблемный вопрос
2. Тематический контроль
- Письменный ответ по вопросам индивидуального задания
- Блок - тестов
- Решение ситуативных задач.
На основании учебного плана в 8а ,8б, 8в ,8г классах на изучение ОБЖ отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год, что

соответствует авторской программе и календарному графику учебного процесса учреждения на 2018-2019 учебный год. Уровень
обучения – базовый.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов
личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и
чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы
к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с
использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план
действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить
компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
-умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того,
чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
- умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Содержание тем учебного курса
8 класс
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту.
Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный
отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила
поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные
ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности
социального характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. Система борьбы с терроризмом. Государственная
политика противодействия наркотизму.
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового
образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные
последствия для здоровья человека.
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных
состояниях.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской
помощи при массовых поражениях.
9 класс
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства
1. Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает.
Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную
безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для
обеспечения национальной безопасности России.
2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные
причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.
Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи,
решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы,
определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль
МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем
оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная
эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия,
проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм
и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной
исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по
защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация
информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в
террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для
борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к
потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь,
существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в
области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения
мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Безопасность дорожного движения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
Обучающейся научится:
характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь
между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в
том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей
природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают
немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;
описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ

в зоне чрезвычайной ситуации;
моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе,
на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Обучающейся получит возможность научиться:
формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и
обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах
влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской
Федерации; формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного
отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам
экстремистской и террористической деятельности.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности,
учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их
результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их
результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их
результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их
результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс Просвещение
ФГОС.
2. Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс, методическое пособие (автор В.Я. Сюньков).
3. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. (авторы: А.Л. Рыбин, М.В. Маслов).
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих
Интернет-ресурсов:
1. Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
2. Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.

4. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
5. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
6. http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности
Список литературы
Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие
/ авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2002.
Основы безопасности жизнедеятельности. Автономное существование в природных условиях. Сост. О.В. Павлова. Волгоград,
«Учитель»,2006
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: Дидактические материалы. – М.:
Дрофа; 2000
Острун Н. Киселев А. Школа безопасности, – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001.
Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель,
2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».