Рабочая программа по ОБЖ 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию г. Комсомольск-на-Амуре
МОУ СОШ № 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для 10-11 класса

Комсомольск-на-Амуре

1

Общее количество часов по плану: 70 часов
Количество часов в неделю: 1
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10=11 классов составлена на основе : Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, примерной основной образовательной программы среднего общего образования по ОБЖ:
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).- 2016. Авторская
программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 10-11 классы. Под редакцией А.Т. Смирнова» Просвещение, 2016.

Учебник – «Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 класс: учеб. для
А.Т. Смирнова; -3-е издание. , М.: Просвещение, 2016.

общеобразоват .организаций / А.Т. Смирнов,Б.О. Хренников/Под ред.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по ОБЖ разработана в соответствии с приказом Министерства Образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№1897 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования» в ред. Приказом Минобрнауки
России от 29.12.2014 № 1644, от 31.13.2015 № 1577), и основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №32 г.
Комсомольска-на-Амуре с учетом авторской программы Смирнов А.Т., Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся
комплексная программа М: «Просвещение», 2011г. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа А.Т. Смирнов «Основы безопасности
жизнедеятельности комплексная программа» 5-11 классы 3-е издание М.: «Просвещение», 2011.
Данная программа является рабочей программой по предмету «ОБЖ» в 8 классе базового уровня.
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных учреждений на использование учебника Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред.
Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности», 10 класс Просвещение ФГОС.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской
Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной

2

информации, получаемой из различных источников;
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих
возможностей.
Данная учебная программа направлена на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать
им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также
развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность;
обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения. Принципы
реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с
реальной действительностью.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
Формы обучения учащихся на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Основные методы обучения - наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную
деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод
проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Формы контроля.
1. Текущий контроль
- Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания
- Выполнение заданий в рабочих тетрадях (в течении урока)
- Решение ситуативных задач
- Самостоятельная работа с учебником
- Отработка практических действий (практические занятия).
- Активное участие на уроке, нахождение ответов на проблемный вопрос
2. Тематический контроль
- Письменный ответ по вопросам индивидуального задания
- Блок - тестов
- Решение ситуативных задач.
На основании учебного плана в 10а,б классах на изучение ОБЖ отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год, что соответствует авторской программе и
календарному графику учебного процесса учреждения на 2018-2019 учебный год. Уровень обучения – базовый.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

3

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении
личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению
личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных
источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в
различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация
возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
-умения оказывать первую медицинскую помощь.

4

6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать
необходимые умственные и физические нагрузки;
- умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и самостоятельных занятиях.
Содержание учебной программы ОБЖ
10 класс
I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к
безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил
обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в
общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью на рынке, на
стадионе, на вокзале и др..
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил,
обеспечивающих безопасную работу транспорта
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества).
Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом
образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности
граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых
направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об
обороне","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении
боевых действий или вследствие этих действий
Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управления гражданской обороной. Современные средства
поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (0В) по предназначению и
воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы

5

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной
ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях
Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений
Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства защиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение План гражданской обороны образовательного учреждения
Обязанности обучаемых.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии
здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья социальная потребность общества.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об
иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных
заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о
режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы
жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов
жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его
физических и духовных качеств.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов
при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к
систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов
окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической
работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую
систему Пассивное курение и его влияние на здоровье
Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные последствия пристрастия к наркотикам Профилактика
наркомании, чистота и культура в быту
III. Основы военной службы
5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

6

Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа
Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки
проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение,
обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.
Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи.
Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная
военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России, ее
этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства
внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и
информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности
военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее
интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные
составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Дни воинской славы
России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся
в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и
повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал
вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России.
Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к
военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок
проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
11 класс
I.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и
волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения
полов
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный
фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. Семья в
современном обществе. Законодательство о семье Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права
и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи,

7

причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД и его
профилактика. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Сердечная недостаточность, основные понятия и определения.
Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения.
Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепномозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника. Первая медицинская помощь
при остановке сердца Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
II.Основы воинской службы.
3. Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности .Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет,
обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на
военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.Организация воинского учета и его предназначение Организация воинского
учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования
граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной
подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного
возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др). Добровольная
подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами
спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Организация медицинского освидетельствования и медицинского
обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к
военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Увольнение с
военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
4. Особенности военной службы

8

Правовые основы военной службы, Конституция РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и
военной службе». Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ,
определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ —
закон воинской жизни
Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ,
Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Строевой устав Вооруженных Сил РФ, их
предназначение и основные положения. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России. Военная присяга — основной и нерушимый
закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге.
Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную
службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок
жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих ВС РФ.
Военная форма одежды. Прохождение военной службы по контракту Основные условия прохождения военной службы по контракту.Требования,
предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие
обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая,
материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих
военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил
взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с
честью и достоинством носить свое воинское звание — защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая
воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы,
независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. Военнослужащий —специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной
техникой
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды
воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в
различных видах Вооруженных Сил и родах войск.. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Военнослужащий —подчиненный,
строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил РФ.

9

6. ВУЗы Вооруженных сил.Виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные
образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ. Международная
(миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ. Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях как средство обеспечения
национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих
миротворческого контингента.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
Обучающейся научится:
характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической
проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные
причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной
ситуации;
моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в
общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Обучающейся получит возможность научиться:
формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для
обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; формировать личные убеждения, способствующие
профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

10

использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым
видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической
деятельности.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие
требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в
полной мере требованиям программы обучения.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем
соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют
требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично
соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс Просвещение ФГОС.
2. Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс, методическое пособие (автор В.Я. Сюньков).
3. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. (авторы: А.Л. Рыбин, М.В. Маслов).
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
1. Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
2. Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
4. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
5. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
6. http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельностиИспользуемая литература,
1 Конституция Российской Федерации.
2 Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О си гусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О
гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тсхногснного характера".
3 Общевоинскне уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
4 Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.
5 Вестник военной информации. Агентство "Воснинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости". - 1998. №1-12.

11

6 На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил
РФ. - М : Русь РКБ, 1998
7 Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по
контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России" - Москва 1997.
8 Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни" Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор А.Смирнов )

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».