ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №32 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. 1.1. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2; - СанПин 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.06.2020 № 16, - СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960. 1.2. Направления внеурочной деятельности План внеурочной деятельности является частью образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, ООО и СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Цель внеурочной деятельности: - Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; - Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модель организации внеурочной деятельности школы— оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники организации (учителя, педагог-психолог, социальный педагог, педагогбиблиотекарь, старшая вожатая и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОО, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Механизм конструирования оптимизационной модели: Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов, 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии. 5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: - Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; - Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; - Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: - трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. - Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; - Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: 1. Экскурсии; 2. Кружки; 3. Секции; 4. Конференции; 5. Ученическое научное общество; 6. Олимпиады; 7. Соревнования; 8. Конкурсы; 9. Фестивали; 10. Поисковые и научные исследования; 11. Общественно-полезные практики; 12. Профессиональные пробы. По направлению духовно-нравственной деятельности разработаны программы: «Разговоры о важном», «Я - гражданин России», «Я - комсомольчанин», «Доброград», «В мире добра и справедливости», «Школа нравственности» понятия любви к Родине, флаг, герб, гимн нашей страны, гражданственность и права ребёнка, нравственные и духовные ценности изучаются в форме игрпутешествий, экскурсий и т.д. По направлению социальной деятельности разработаны программы: «Я – пятиклассник», «Мой выбор», «Моя будущая профессия», «Твоя профессиональная карьера», «Экологический практикум», «Волонтер», «Секреты школьного успеха», «Финансовая грамотность», «Я в современном обществе» - приобщение детей к правилам социальной жизни, безопасному поведению в быту. По направлению общеинтеллектуальной деятельности реализуются кружки: «Умники и умницы», «Занимательная математика», « Тайны русского языка», «Основы русской словесности», «Юный исследователь», «Практикум решения задач по физике», «НОУ «Эрудит», «Избранные вопросы математики», «Реальная математика», «Проектная деятельность». По направлению общекультурной деятельности ведутся занятия: «Чудеса света», «Занимательный английский», «Робототехника», «Буду художником», «Унисон», «В мире рукоделий» - художественное творчество. Планируется проведение выставок, участие в конкурсах. По направлению спортивно-оздоровительной деятельности ведутся занятия: «Легкая атлетика», «Музыка и движение», «Ритмика», «ОФП», «Тропинка к здоровью», «Оранжевый мяч», «Основы медицинских знаний», «Основы гигиены и санитарии», Направления внеурочной деятельности способствуют сплочённости классных коллективов, выявлению одарённых детей, социализации и адаптации детей в социуме. 1.3. Режим функционирования Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Обучающиеся, посещающие занятия в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах, художественной школы и других образовательных организациях, могут быть освобождены от занятий внеурочной деятельности в школе по заявлению родителей (законных представителей) и при предоставлении ими справок, указанных организаций. Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 30 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. 1.4. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами лицея, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком. Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др. 1.5. Обеспечение плана План внеурочной деятельности на 2021/2022 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-4, 5-9, 10-11 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных приказом директора школы. 2. Планирование внеурочной деятельности обучающихся I-IV классов на 2022-2023 учебный год. 1 - 4классы. класс направление Предметы внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное 1.Спортивный калейдоскоп 2.Музыка и движение 3. Я – художник 4. Музыкотерапия 5. Умники и умницы Общеинтеллектуальное 6. Геометрика 7.Разговоры о важном Духовнонравственное 8. Умелые руки Социальное 9. Юный исследователь итого Общекультурное 1А 1. Спортивный калейдоскоп 2.Музыка и движение 3 Я - художник 4. Грамотный читатель 5. Умники и умницы Общеинтеллектуальное 6. Геометрика 7. Я открываю знания Спортивнооздоровительное Общекультурное 1Б Духовнонравственное Социальное итого 1. Спортивный калейдоскоп 2.Музыка и движение 3. Растём здоровыми и сильными (бассейн) Общекультурное 4. Я - художник 5. Геометрика Общеинтеллектуальное 7. Функциональная грамотность 8. Умники и Умницы 9. Разговоры о важном Духовнонравственное Спортивнооздоровительное 1В 8.Разговоры о важном 9. Школа нравственности 10.Юный исследователь ФГОС Кол-во часов 1 1 ФИО учителя Зюзина Т.В. Шубёнкина О.В. 1 2 1 1 1 Воропаева О.В. Демина Н.А. Ашихмина О.И. Ильченко П.В. Ашихмина О.И. 1 1 Демина Н.А. Ильченко П.В. 10 1 1 1 1 1 1 1 Ермакова С.Г. Шубёнкина О.В. Воропаева О.В. Ульянова Д.А. Ульянова Д.А. Ильченко П.В.. Ульянова Д.А. 1 1 1 Ульянова Д.А. Ульянова Д.А. Ильченко П.В. 10 1 1 2 Ермакова С.Г. Шубёнкина О.В. Шилова И.А. 1 1 1 Воропаева О.В. Ильченко П.В. Шилова И.А. 1 1 Шилова И.А. Шилова И.А. Социальное итого 10. Юный исследователь 1 Ильченко П.В. 10 Спортивнооздоровительное Общекультурное 1Г 1.Музыкальная мозаика 2 .Музыкотерапия 3. Функциональная Общеинтеллектуальное грамотность 4.Малая Академия 8.Разговоры о важном Духовнонравственное 9. Умелые руки Социальное 3 1 1 Демина Н.А. Демина Н.А. Фисенко К.Ю. 1 1 Суходоева О.В. Фисенко К.Ю. 3 Демина Н.А. 10 1 Шубёнкина О.В. 1 Степанова И.В. 1 Бушуева Е.В. 1 Бушуева Е.В. 1 1 1 Бушуева Е.В. Бушуева Е.В. Суходоева О.В. 8. Разговоры о важном 1 Бушуева Е.В. 9.Проектная деятельность (интерактивный читательский дневник) 10. Юный краевед (кружок) 1 Коваева О.В. 1 10 Бушуева Е.В. 1 1 Шубёнкина О.В. Ермакова С.Г. 1 1 Кадыкова Е.Н. Кадыкова Е.Н. 1 Кадыкова Е.Н. 1 2 Кадыкова Е.Н. Кадыкова Е.Н. 8.Разговоры о важном 1 Кадыкова Е.Н. 9. Юный исследователь 1 Ильченко П.В. 10 1 Ермакова С.Г. итого Спортивнооздоровительное Общекультурное 2А 1.Музыка и движение 2.Художественное творчество: станем волшебниками 3. Занимательная Общеинтеллектуальное математика 4.Наглядная геометрия 5. Занимательный русский язык 6. Умники и умницы 7. Малая Академия Духовнонравственное Социальное итого Спортивнооздоровительное Общекультурное 2Б 1.Музыка и движение 2. Спортивный калейдоскоп 3. Умники и умницы Общеинтеллектуальное 4.Занимательный русский язык 5. Наглядная геометрия 6. Занимательная математика 7. Коррекц.занятие (ОВЗ) Духовнонравственное Социальное итого Спортивно- 1.Спортивный калейдоскоп 2В оздоровительное Общекультурное 2. Робототехника 3. Умники и умницы Общеинтеллектуальное 4.Занимательный русский язык 5. Наглядная геометрия 6. Занимательная математика 7.Коррекц.занятие (ОВЗ) 8.Малая Академия 9.Разговоры о важном Духовнонравственное Социальное итого 1 1 1 Ильченко П.В. Суходоева О.В. Суходоева О.В. 1 1 Суходоева О.В. Суходоева О.В. 1 2 1 Суходоева О.В. Суходоева О.В. Суходоева О.В. 10 1 Ермакова С.Г. 2.Музыка и движение 3.Художественное творчество: станем волшебниками 4. Буду читателем 5. Робототехника 1 1 Шубёнкина О.В. Степанова И.В. 1 1 Берлюта О.И. Ильченко П.В. 6. Умники и умницы Общеинтеллектуальное 7.Весёлая грамматика 1 1 Берлюта О.А.. Берлюта О.А. 8.Разговоры о важном 1 Берлюта О.А. 9.Юный эколог 10. Юный исследователь 1 1 Берлюта О.А. Ильченко П.В. 1.Музыка и движение 10 1 Шубёнкина О.В. 2. Буду читателем 3. Умники и умницы язык 4.Наглядная геометрия 1 1 Рогова Г.Б. Рогова Г.Б. 1 Рогова Г.Б. 5.Разговоры о важном 1 Рогова Г.Б. 6. Юный эколог 7. Проектная деятельность (интерактивный читательский дневник) 2 1 Рогова Г.Б. Коваева О.В. 8 Спортивнооздоровительное Общекультурное 3А Духовнонравственное Социальное 1.Спортивный калейдоскоп итого 3Б Спортивнооздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное Духовнонравственное Социальное итого Спортивнооздоровительное 3В Общекультурное 1.Спортивный калейдоскоп 1 2 часа (вакансия) Ермакова С.Г. 2. Музыка и движение 1 Шубёнкина О.В. 4. Малая Академия Общеинтеллектуальное 5. Умники и умницы 6.Занимательная математика 7.Разговоры о важном Духовнонравственное Социальное 1 1 1 Суходоева О.В. Ашихмина О.И. Ашихмина О.И. 1 Ашихмина О.И. 6 1 4 часа (вакансия) ИТОГО: 6 ч. Зюзина Т.В. 2.Художественное творчество: станем волшебниками 1 Степанова И.В. 3. Буду читателем 1 Матусевич М.Д. 1 1 1 1 Матусевич М.Д. Матусевич М.Д. Матусевич М.Д. Матусевич М.Д. 1 1 1 Матусевич М.Д. Коваева О.В. Ильченко П.В. итого Спортивнооздоровительное Общекультурное 4А 1. Спортивный калейдоскоп 4. Я открываю знания Общеинтеллектуальное 5. Умники и Умницы 6. Коррекц.занятие (ОВЗ) 7.Разговоры о важном Духовнонравственное 8.Юный эколог Социальное 9.Проектная деятельность 10. Юный исследователь итого 10 Спортивнооздоровительное Общекультурное 4Б 1.Художественное творчество: станем волшебниками 2.Унисон 3. Буду читателем 4. Умники и умницы Общеинтеллектуальное 5.Я открываю знания 6. Занимательный русский 7. Коррекц.занятие (ОВЗ) 8.Разговоры о важном Духовнонравственное 9.Юный эколог Социальное 10.Проектная деятельность итого Спортивнооздоровительное Общекультурное 4В Обще- 1.Спортивный калейдоскоп 2.Художественное творчество: станем волшебниками 3.Унисон 4.Роботехника 5. Занимательная 1 Степанова И.В. 1 1 1 1 1 1 1 Кныш И.Б. Ещенко Н.Л. Ещенко Н.Л. Ещенко Н.Л. Ивницкая Т.Н. Ещенко Н.Л. Ещенко Н.Л. 1 1 Ещенко Н.Л.. Коваева.О.В. 10 1 Зюзина Т.В. 1 Степанова И.В. 1 1 1 Кныш И.Б. Ильченко П.В. Берлюта О.А. интеллектуальное математика 6.Занимательный русский язык 7. Подготовка к олимпиадам 8. Юный Пифагор 9.Разговоры о важном Духовнонравственное 10. Проектная деятельность Социальное итого Хаснутдинова Н.А. Шилова И.А. Рогова Г.Б. Хаснутдинова Н.А. Коваева О.В. 1 1 1 1 1 10 Примечание: при выборе занятий по внеурочной деятельности учащимися 1-4 классов предусматривается посещение 10 часов в неделю. 3. Планирование внеурочной деятельности обучающихся V-IX классов на 2022-2023 учебный год. 5 -6 классы. План внеурочной деятельности для 5–6-х классов Направления внеурочной деятельности Духовно-нравственное Формы организации внеурочной деятельности Разговоры о важном Кружок «Уроки нравственности» Спортивнооздоровительное 5а 5б 5в 1 1 1 1 5г 1 6а 1 6б 6в 1 1 1 Будь здоров Тропинка к здоровью Социальное Количество часов Я -пятиклассник 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Секреты школьного успеха Финансовая грамотность Волонтеры чтения Общеинтеллектуальное Клуб проектов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Основы проектной и исследовательской деятельности» Уроки словесности 1 1 Математическая грамотность 1 1 1 За страницами учебника географии Общекультурное 1 Кружок «Рукодельница» 1 1 Кружок «В мире рукоделий» 1 1 1 1 1 Проект «Литературная карта ХК» 1 Страницы истории 1 План внеурочной деятельности для 7–9-х классов Направления внеурочной деятельности Духовнонравственное Формы организации внеурочной деятельности Разговоры о важном Кружок «Уроки нравственности» Количество часов 7а 7б 7в 8а 8б 8в 9а 9б 9в 9г 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Я в мире, мир во мне Спортивнооздоровительное Оранжевый мяч Тропинка к здоровью Социальное 1 Мой выбор 1 1 1 1 1 1 1 1 Моя будущая профессия 1 1 Финансовая грамотность Общеинтеллектуальн Клуб проектов «Основы проектной и ое исследовательской деятельности» Уроки словесности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Экспериментальные задания по химии Методы решения физических задач. 1 1 1 Практикум решения математических задач Общекультурное 1 1 Кружок «Рукодельница» Проектная деятельность «Hand made» Проектная деятельность «Индивидуальный проект» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Путь к успеху. Практикум по английскому языку. 1 Роль комплексной науки географии в познании мира. 1 Человечество в 21 веке 1 1 4. Планирование внеурочной деятельности обучающихся X - XI классов на 2022-2023 учебный год. План внеурочной деятельности для 10–11-х классов Направления внеурочной деятельности Духовно-нравственное Формы организации внеурочной деятельности Разговоры о важном Количество часов 10а 10б 1 1 11а 1 11б 1 1 Природное и культурное наследие России Спортивнооздоровительное ОФП 1 Социальное Обществознание: теория и практика 1 Финансовая грамотность 1 Общеинтеллектуальное Экология человека Основы молекулярной биологии 1 1 1 1 Генетика человека 1 Решение генетических задач 1 Основы органической химии 1 Решение задач высокого уровня сложности 1 Именные реакции в органической химии 1 Методы решения физических задач 1 1 Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 1 1 2 1 Практикум решения математических задач 2 1 1 1 Решение олимпиадных задач по химии 1 Проектная деятельность (химия) Общекультурное Страницы истории. Клуб. 1 1 1 Деловой английский. Многообразие органического мира Математические основы информатики 1 1 2 5. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС основного общего образования. Спортивно-оздоровительное направление: - понимание и осознание взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; - осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; - умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; - способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье; - сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре; Духовно-нравственное направление: - осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - сформированная гражданская компетенция; - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Общеинтеллектуальное направление: - осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; - сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности; - сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); - развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; - способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию; Общекультурное направление: - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; - сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; - сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; - знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Социальное направление: - овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; - сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; - сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; - умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; - ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности. 6. Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности. 6.1. Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования определяет общеобразовательная организация. При организации внеурочной деятельности используются несистемные занятия, которые реализуются в рамках плана воспитательной работы школы, классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы. В данных модулях отсутствует расписание занятий внеурочной деятельности, так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей. Несистемные (тематические) курсы разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка несистемных (тематических) курсов распределяется в рамках четвертей. Для оптимизации занятий внеурочной деятельности и с учётом требований норм СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» эти занятия отсутствуют в сетке расписания занятий внеурочной деятельности. В журнале указывается количество часов, затраченных на проведение каждого занятия. Реализация плана внеурочной деятельности начального общего, основного общего и среднего общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения, в том числе: - развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; - приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; - формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - получения опыта самостоятельного социального действия; -приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям: - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности; - формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.; - воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни; - формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; - достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей; - достижения метапредметных результатов; - формирования универсальных учебных действий; - формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и окружающими людьми; - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом. 6.2. Внеурочная деятельность, реализуемая через социокультурные связи школы. Внеурочная деятельность организуется так же в сотрудничестве с организациями, местным сообществом, социальными партнерами школы, с учреждениями культуры, общественными организациями. Социокультурное взаимодействие МОУ СОШ № 32 № Учреждения дополнительного образования и культуры 1. Городской Дом творчества детей и молодежи 2. Кванториум 3. ДЮСШ 4. Центральная городская библиотека 5. 6. 7. 8. 9. Городской краеведческий музей, городской художественный музей Производственные предприятия и учреждения города Достопримечательности города Комсомольска – на - Амуре Театр драмы города Комсомольска – на - Амуре Формы взаимодействия Кружковая работа Тематические праздники Творческие конкурсы, смотры, выставки Совместные концерты, выступления учащихся. Занятия обучающихся в кружках экскурсии Туристические походы Занятия обучающихся в спортивных секциях Спортивные соревнования Информационное сопровождение учебного процесса Встречи-беседы Организация праздников Экскурсии в музей Выставки творческих работ Учебные и познавательные экскурсии Профориентационная работа Познавательные и общекультурные экскурсии Посещение спектаклей 7. П Л А Н организации и реализации несистемной внеурочной деятельности ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования в МОУ СОШ № 32 на 2021-2022 учебный год План воспитательной работы на 1 четверть Октябрь КТД «35 не Юбилей, но……» Сентябрь КТД «Береги свою жизнь!» 6 13 20 27 7 14 21 28 15-ти минутка 15-ти минутка«Дорог 15-ти минутка Планирование 8 15 2 9 Игра по станциям«Без опасная дорога» 1-6 классы 16 05 «Мои года- моё богатство» Нравстенности 11 18 12 19 Неделя посвященная35-летию школы. Открытие празднечной недели. День учителя 15-ти минутка а длинна-жизнь дорога» 1 Линейка 1-11 классы 04 Неделя «35 пятёрок» 15-ти минутка по плану кл. руководителя День самоупправления Концерт ко дню учителя. 22 29 13 Фестиваль творческих подарков 1-4 классы Родительская конференция 23 06 30 07 Родительское собрание 11 классы Фестиваль творческих подарков 5-8 классы 20 Классный час «Родной край и я» 14 Родительское собрание 9 классы 21 3 10 Фотовыставка «Отрывки летней жизни» 1-11 класс 17 День здоровья 24 Фотовыставка «Блики уходящего лета» 1-11 класс Посвящение в пятиклассники 01 Фотовыставка Посящённая Дню учителя Посвящение в первоклассники 08 15 Фотовыставка Фестиваль «Родного края творческих образ подарков9-11 классы многоликий!» Закрытие праздничной недели. Посвящение в старшеклассники 22 8. Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной деятельности ФГОС ООО и СОО В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательнойорганизацией плана внеурочной деятельности ФГОС НОО, ООО и СОО выступают: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа). Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы). 8.1. Критерии выбраны по следующим принципам: 1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) – помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим показателям. 2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы – надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается – действительно интересно участникам ОП). 3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения. 4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации. Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы. 8.2.Диагностика воспитанности учащихся Выбирая инструментарий оценки воспитанности учащихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется на основании: методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника; психологического обследования (тестирования и анкетирования); результативности в учебной деятельности; карты активности во внеурочной деятельности. Однако нас интересует и отсроченные результаты мониторирование социальной успешности наших является разработка минимума диагностического компьютеризация с целью полноценного анализа деятельности. своей работы: мы ведем учеников. Перспективой инструментария и его работы по внеурочной 8.3. Диагностика комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса Методы: 1. Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП. 2. Блок методик для изучения удовлетворенности ОП и анализа образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности. Критериями эффективности реализации школой плана внеурочной деятельности является динамика основных показателей обучающихся: 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательнойорганизации. 3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся: 1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический). 2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический); 3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.