рабочая программа по родной литературе 10-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной русской литературедля 10 – 11 классов
на 2021 – 2022 учебный год

г. Комсомольск-на-Амуре
2021 г.

Содержание.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП, предметные результаты обучения ........................................................................... 4
Содержание учебного предмета ............................................................................................................................................................................ 7
10 класс ............................................................................................................................................................................................................... 7
11 класс ............................................................................................................................................................................................................... 8
Тематический план............................................................................................................................................................................................... 10
10 класс ............................................................................................................................................................................................................. 10
11 класс ............................................................................................................................................................................................................. 10
Календарно-тематическое планирование ............................................................................................................................................................ 11
10 класс ............................................................................................................................................................................................................. 11
11 класс ............................................................................................................................................................................................................. 13
Проектная деятельность по родной русской литературе .................................................................................................................................... 14
Учебно-методическое обеспечение ..................................................................................................................................................................... 15

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума по родной русской литературе, соответствующего стандартам
Министерства просвещения Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644);
 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона № 185-ФЗ);
 Примерная программа по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература».

2

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и
гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историкокультурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному
наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности
за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диал ога
культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национа льноспецифичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов
Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет, и др.

3

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП, предметные результаты
обучения
Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
4

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;
определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам
своей семьи;
основам прогнозирования;
отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или
идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного
художественного мира произведения;
обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
5

значимости.
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
его частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки
произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов персонажей и пр.);
анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо
заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и
взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, интернет-ресурсов и т. д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных
черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой;
анализировать произведения современной литературы;
рассматривать книгу как нравственный ориентир;
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды
литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.

6

Содержание учебного предмета
10 класс
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы»,
становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие
начала).
Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель. Нравственная основа
сказок В.И. Даля.
Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести, я и другой, индивидуальность и «человек толпы». Судьба человека;
конфликт долга и чести: образ князя Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в
семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В.Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Особенности драматургии А.В.Сухово-Кобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии.
Л.Н.Толстой
Место человека в семье и обществе: Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича».
Истинные и ложные ценности в повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий».
А.П. Чехов
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П.Чехова.
А.П.Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности.
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система;
гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
Д.В. Григорович
Д.В.Григорович, рассказ «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.
Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика.
Человек и государственная система; гражданственность и патриотизм в публицистике К.С.Аксакова.
Герцен Александр Иванович (1812-1870), «Кто виноват?»
Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?» Художественные
особенности прозы А.Герцена.
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти;
комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880), поэмы «Карелия» и «Таинственная капля». «Духовные стихотворения».
7

Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.Н.Глинки.
В.М. Гаршин
Поэтика рассказов В.М.Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы (рассказ «Красный цветок»).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически
обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Г.И. Успенский
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница».
Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века»

11 класс
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы»,
становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие
начала).
В.Я.Брюсов. Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...»,
«Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я».
Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова.
Г.Н.Щербакова.
Человек перед судом своей совести Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось».
Б.А.Ахмадулина. Л.Н.Мартынов.
Судьба человека, становление личности конфликт долга и чести в поэзии Б.А.Ахмадулиной и Л.Н.Мартынова.
Ю.П.Казаков
Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П.Казакова «Во сне ты горько плакал».
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в
семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Семейные и родственные отношения в повести Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы».
Ю.В. Трифонов
Место человека в семье в повести Ю.В.Трифонова «Обмен».
А.Н. Арбузов
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н.Арбузова «Жестокие игры».
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система;
8

гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
А.А.Фадеев
А.А.Фадеев «Молодая гвардия»: влияние социальной среды на личность человека.
Э.Веркин
Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э.Веркина «Облачный полк».
В.С.Маканин
В.С.Маканин «Кавказский пленный»: человек и государственная система.
З.Прилепин
Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З.Прилепина «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти;
комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А.Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо
коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Основные темы и проблемы лирики.
Н.М.Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»
Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова.
Л.С. Петрушевская
Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны».
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически
обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Ю.О.Домбровский
Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О.Домбровского «Факультет ненужных вещей».
В.Ф.Тендряков
Историческое время в рассказе В.Ф.Тендрякова «Пара гнедых». Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре:
В.ФТендряков «Хлеб для собаки».

9

Тематический план
Классы

10 класс

11 класс

Раздел
Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Итого
Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Итого

Рекомендуемое
количество часов

18
4
4
4
2
3
17

10

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п

1

2
3

4

5

6
7
8
9
10

11

Раздел, тема, количество часов
Личность
Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого
великорусского языка»: человек-мыслитель и человекдеятель.
Нравственная основа сказок В.И. Даля.
Ф.М.Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом
своей совести, я и другой, индивидуальность и «человек
толпы».
Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя
Мышкина.
Личность и семья
Особенности драматургии А.В.Сухово-Кобылина. Трилогия
«Свадьба Кречинского»: семейные и родственные отношения
в комедии.
Место человека в семье и обществе: Л.Н.Толстой «Смерть
Ивана Ильича».
Истинные и ложные ценности в повести Л.Н.Толстого «Отец
Сергий».
Семинар «Размышляем о прочитанном, интерпретируем
произведение»
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в
прозе А.П.Чехова.
А.П.Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура
повседневности.
Личность – общество – государство
Д.В.Григорович, рассказ «Гуттаперчевый мальчик»: влияние
социальной среды на личность человека.

Виды деятельности учащихся

Формы и методы
контроля

демонстрировать знание основных произведений
отечественной литературы, приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие
темы
или
проблемы;
анализировать
художественное произведение в сочетании
воплощения в нем объективных законов
литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности

Сообщения,
презентация,
анализ эпизода,
вопросы
по
кинофрагменту

в устной и письменной форме давать объективное
изложение текста, характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или
идеи произведения, показывать их развитие в
ходе
сюжета,
их
взаимодействие
и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
созданного художественного мира произведения;
анализировать
одну
из
интерпретаций
эпического, драматического или лирического
произведений (например, кино- или театральную
постановку; запись художественного чтения;
серию иллюстраций к произведению), оценивая
то, как интерпретируется исходный текст

Сообщения,
конспект, запись
выводов, анализ
эпизода,
характеристика
персонажа,
интерпретация

определять контекстуальное значение слов и Презентация,
фраз,
используемых
в
художественном конспект, запись
11

№ п/п
12
13

14
15

16
17
18

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Человек и государственная система; гражданственность и
патриотизм в публицистике К.С.Аксакова.
Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и
интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?».
Художественные особенности прозы А.Герцена.

произведении
(включая
переносные
и
коннотативные
значения),
оценивать
их
художественную выразительность с точки зрения
новизны,
эмоциональной
и
смысловой
наполненности, эстетической значимости; узнать
об историко-литературном процессе XIX и XX
веков

Личность – природа – цивилизация
Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы
в поэзии Ф.Н.Глинки.
Поэтика рассказов В.М.Гаршина: цивилизация, ее проблемы и
вызовы (рассказ «Красный цветок»).

Личность – история – современность
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила»,
рассказ «Пятница».
Семинар «Основные проблемы и темы художественной и
публицистической литературы 19 века»
Семинар «Основные проблемы и темы художественной и
публицистической литературы 19 века»

Формы и методы
контроля
выводов,
наизусть, анализ
эпизода,
характеристика
персонажа,
интерпретация

анализировать произведения или их фрагменты, в
которых для осмысления точки зрения автора
и/или героев требуется отличать, что прямо
заявлено в тексте, от того, что действительно
подразумевается (например, сатира, сарказм,
ирония или гипербола); узнать о соотношении и
взаимосвязях литературы с историческим
периодом, эпохой

Сообщения,
презентация,
наизусть,
интерпретация

давать историко-культурный комментарий к
тексту произведения (в том числе и с
использованием
ресурсов
музея,
специализированной
библиотеки,
интернетресурсов и т. д.); рассматривать книгу как
нравственный ориентир

Сообщения,
презентация,
анализ эпизода,
характеристика
персонажа,
интерпретация

12

11 класс
№ п/п

1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
11
12

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Формы и методы
контроля

Личность. 4 ч.
Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии
В.Брюсова.
Человек перед судом своей совести Г.Н.Щербаковой
«Вам и не снилось».
Судьба человека, становление личности конфликт долга и
чести в поэзии Б.А.Ахмадулиной и Л.Н.Мартынова.
Детство, отрочество, личность и мир в рассказе
Ю.П.Казакова «Во сне ты горько плакал».

в устной и письменной форме обосновывать выбор
художественного произведения для анализа, приводя
в качестве аргумента как тему (темы) произведения,
так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и
подтексты);
анализировать
художественное
произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.)

Сообщения,
презентация,
характеристика
персонажа,
наизусть, анализ
эпизода, вопросы
по
кинофрагменту,
интерпретация

обобщать и анализировать свой читательский опыт,
анализировать жанрово-родовой выбор автора;
раскрывать особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения, место и время
действия; способы изображения действия и его
развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров; узнать об
историко-культурном подходе в литературоведении

Сообщения,
презентация,
анализ эпизода,
характеристика
персонажа,
интерпретация

анализировать авторский выбор определенных
композиционных
решений
в
произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
его частей определяет структуру произведения и
обусловливает его эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор зачина и концовки
произведения, открытого или закрытого финала,
противопоставлений в системе образов персонажей и
пр.)

Сообщения,
презентация,
характеристика
персонажа,
запись выводов,
наизусть, анализ
эпизода, вопросы
по
кинофрагменту

Личность и семья. 4 ч.
Семейные и родственные отношения в повести
Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы».
Место человека в семье в повести Ю.В.Трифонова
«Обмен».
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в
жизни человека: пьеса А.Н.Арбузова «Жестокие игры».
Семинар «Размышляем о прочитанном, интерпретируем
произведение»
Личность – общество – государство. 4ч.
А.А.Фадеев «Молодая гвардия»: влияние социальной
среды на личность человека.
Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести Э.Веркина «Облачный полк».
В.С.Маканин «Кавказский пленный»: человек и
государственная система.
Законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология в романе З.Прилепина «Санькя»
Личность – природа – цивилизация. 2 ч.

13

№ п/п
13

14

15

16

17

Раздел, тема, количество часов

Виды деятельности учащихся

Основные темы и проблемы лирики Н.А.Заболоцкого.
Человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы в лирике Н.М.Рубцова.
Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее
проблемы и вызовы в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые
робинзоны».

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом
на уроке произведении или создавать небольшие
рецензии
на
самостоятельно
прочитанные
произведения, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения на разных его
уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание
принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической
эпохе (периоду);

Личность – история – современность. 3 ч.
Роль личности в истории, свобода человека в условиях
абсолютной несвободы в романе Ю.О.Домбровского
«Факультет ненужных вещей».
Историческое время в рассказе В.Ф.Тендрякова «Пара
гнедых». Вечное и исторически обусловленное в жизни
человека и в культуре: В.ФТендряков «Хлеб для собаки».
Семинар «Основные проблемы и темы художественной и
публицистической литературы 20 века»

в устной форме, а также в письменной форме
использовать для раскрытия тезисов своего
высказывания
указание
на
соответствующие
фрагменты произведения, носящие проблемный
характер и требующие анализа; свободно и
целенаправленно использовать конкретные понятия
теории литературы, предусмотренные программой, и
их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и
драма), жанры всех трех родов, литературные
направления и проч.

Формы и методы
контроля
Сообщения,
презентация,
наизусть, анализ
эпизода,
характеристика
персонажа,
интерпретация

Сообщения,
презентация,
анализ эпизода,
характеристика
персонажа,
интерпретация

Проектная деятельность по родной русской литературе
Темы индивидуально-групповых проектов по родной русской литературе даны в приложении к рабочей программе.
Защита проектов осуществляется следующим образом: кратковременные и мини-проекты – на уроках; индивидуально-групповые
проекты – в два этапа: на традиционной филологической конференции по линии центра «Словесность» и на ежегодной школьной
конференции; индивидуальные проекты выпускников 11 классов – на предэкзаменационной защите.

14

Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Методические пособия
Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 19892019.
История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н.
Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980—1983.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник
образования России. 2020. №14.
Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские
чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального
государства. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019.
Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального
самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной
научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Интернет - ресурсы
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а
также коллекцию диафильмов.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».