Функциональная
грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором
качества образования в части формирования функциональной грамотности является
международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку
наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой»
жизни.
Составляющие
функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
-
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального
характера и межкультурного взаимодействия;
-
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия
влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
-
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими
людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные
компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в
группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и
осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением,
открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
01.09.2021
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti