Описание основной образовательной программы НОО

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 . Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования
Муниципального
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 32 (далее ООП НОО МОУ СОШ № 32)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к структуре
основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286), на основе
Федеральной образовательной программы начального общего образования, а
также образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
Основная образовательная программа начального общего образования
построена с учётом особенностей социально-экономического развития региона,
спецификигеографического положения, природного окружения, этнокультурных
особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной
организации. При подготовке программы учитывались статус младшего
школьника, его типологические психологические особенности и возможности,
что гарантирует создание комфортных условий для осуществления учебной
деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого
ребёнка
Образовательная программа начального общего образования определяет
содержание образования. Разработка ООП НОО осуществлена МОУ СОШ № 32
самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих
государственно-общественный
характер
управления
образовательным
учреждением.
Нормативной основой для формирования Образовательной программы
Муниципального
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 32 являются документы:
•
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286);
•
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
•
Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
государственного стандарта общего образования;

Характеристика образовательного
учрежденияТип –
общеобразовательная организация
Организационно-правовая форма – бюджетное учреждение
Экономические и территориальные условия нахождения
МОУ СОШ № 32 располагается в Центральном округе г. Комсомольскана-Амуре по улице Аллея Труда 55/2. Школа находится на бюджетном
финансировании, размещается в типовых зданиях.
Школа реализует общеобразовательные программы начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования и
дополнительного образования.
Школа предоставляет возможности для реализации индивидуальных
творческих запросов, создает условия для всестороннего гармоничного развития
личности и способствует овладению навыками самостоятельной учебноисследовательской деятельности.
Все указанные особенности учтены при составлении отдельных программ,
входящих в содержательный блок ООП НОО МОУ СОШ № 32.
Образовательная программа МОУ СОШ № 32 представляет собой
нормативно- управленческий документ, характеризующий специфику
учреждения данного вида. Программа спроектирована как совокупность
взаимосвязанных модулей, отвечающая особенностям содержания и организации
учебно-воспитательного процесса на уровне начального общего образования с
учетом особенностей и традиций школы, предоставляющих большие
возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих качеств
личности.
Образовательная программа определяет:
– цели и приоритетные направления образования Школы;
– конкретные задачи на определенном этапе деятельности Школы;
– набор обязательных учебных программ, соответствующих ФГОС;
– набор программ внеурочной деятельности и дополнительного
образования детей пообщеразвивающим программам;
– описание системы оценок, форм, порядка и периодичности
промежуточнойаттестацииобучающихся.
Образовательная программа является документом стратегического
характер и рассчитана на 4 года. Тактические цели, задачи программы
реализованы в Учебном плане Школы, который корректируется ежегодно в
соответствии с возможными изменениями в нормативно-правовых документах ,
концептуальными документами и т.п.
Целями реализации программы начального общего образования МОУ
СОШ № 32 являются:
• Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого
гражданина РФ, достигшего возраста 6,5— 7 лет, на получение качественного
образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого
обучающегося.
• Организация образовательного
процесса
с
учётом
целей,
содержания и планируемых результатов начального общего образования,
отражённых в обновленном ФГОС НОО.
• Создание условий для свободного развития каждого младшего
школьника с учётомего потребностей, возможностей и стремления к
самореализации.
• Отражение в программе начального общего образования деятельности
педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных

планов для одарённых, успешных обучающихся или для детей социальных
групп, нуждающихсяв особом внимании и поддержке педагогов.
• Возможность для коллектива МОУ СОШ № 32 проявить своё
педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в
создании и утверждении традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных
задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником
целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
— становление и развитие личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
— достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья
(далее — дети с ОВЗ);
— обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и
кружков, организацию общественно полезной деятельности;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехническоготворчества и проектно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
— использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
— предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельнойработы;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (района, города).
Программа начального общего образования МОУ СОШ № 32 учитывает
следующие принципы её формирования:
Принцип учёта ФГОС НОО: программа начального общего образования
МОУ СОШ № 32 базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям,
содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе:
учитывается также ПООП НОО.
Принцип учёта языка обучения: программа характеризует право
получения образования на родном языке из числа языков народов РФ и отражает

механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также планах
внеурочной деятельности.
Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: программа
обеспечивает конструирование образовательного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов
учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль
и самоконтроль).
Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных
планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных
представителей) обучающегося.
Принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает
связь идинамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между
этапами начального образования, а также успешную адаптацию обучающихся к
обучению в основной школе, единые подходы между их обучением и развитием
на начальном и основном этапах школьного обучения
Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает
связь урочной и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий,
направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных
интересов
обучающихся,
нравственно-ценностного
отношения
к
действительности.
Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной
деятельности по программе начального общего образования не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
психическому
здоровью
обучающихся,
приоритет
использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки,
организация всех учебных и внеучебных мероприятий соответствуют
требованиям действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В программе определяются основные механизмы её реализации, наиболее
целесообразные с учётом традиций коллектива МОУ СОШ № 32, потенциала
педагогических кадров и контингента обучающихся. Среди механизмов, которые
используются в начальной школе, следует отметить: организацию внеурочной
деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов, различных форм
совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные
марафоны и т.п.).
Общая характеристика ООП НОО
Программа начального общего образования является стратегическим
документом МОУ СОШ № 32, выполнение которого обеспечивает успешность
организации образова-тельной деятельности, т.е. гарантию реализации статьи 12
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии
с законодательными актами образовательная организация самостоятельно
определяет технологии обучения, формы его организации (включая модульные
курсы), а также систему оценивания с соблюдением принципа
здоровьесберегающего обучения.
Идеологической основой ООП НОО является «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей
гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной
самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и

процветания страны.
Методической основой ООП НОО является совокупность современных
методов и приемов обучения и воспитания. Учебники эффективно дополняются
словарями, книгами для чтения, методическими рекомендациями для учителей,
дидактическими материалами, мультимедийными приложениями (DVD-видео;
DVD-диски со сценариями уроков, реализующих системно-деятельностный
метод обучения; CD-ROM диски; программное обеспечение для интерактивной
доски и др.), интернет-поддержкой и другими ресурсами по всем предметным
областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Поставленная
программой цель реализуется через УМК «Школа России» направленного на
общекультурное,
личностное,
познавательное
развитие,
развитие
коммуникативной компетентности. При выборе учебно-методического комплекса
МОУ СОШ № 32 учитывает пожелания родителей.
Научно-методологической основой для разработки требований к
личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся,
освоивших программу
начального общего образования, является системно-деятельностный подход,
обеспечивающий системное и гармоничное развитие личности обучающегося,
освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном
обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего
образования, а также в течение жизни.
Системно - деятельностный подход предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
культур
и
уважения
его
многонационального,
полилингвального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
– переход к стратегии социального проектирования и конструирования
на основеразработки содержания и технологий образования, определяющих пути
и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательногоразвития обучающихся;
– ориентацию на достижение цели и основного результата образования
— развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира;
– признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
– учет
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего и профессионального образования;
– разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших
выдающиеся способности,и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества
и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа формировалась с учётом
особенностей начального общего образования как фундамента всего
последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребенка,
связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка
— с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой),
имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в
общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика,
выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей
новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного
развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль
и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
- с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает
черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с
характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и
межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской
идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от
6,5 до 11 лет):
- центральные психологические новообразования, формируемые на данном
уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая
память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания,
оснований и способов действий, планирование и умение действовать во
внутреннем плане, знаково- символическое мышление, осуществляемое как
моделирование существенных связей и отношений объектов;
- развитие
целенаправленной
и
мотивированной
активности
обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой
которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и
социальных мотивов и личностного смысла учения.
При
определении
стратегических
характеристик
основной
образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и
направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной
деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике,
связанные
с
возрастными,
психологическими
и
физиологическими
индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается
с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения
образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих
описанные выше особенности первого уровня общего образования.
Специфика контингента обучающихся определяется тем, большинство
детейпосещали дошкольные образовательные учреждения, часть из них прошли
предшкольную подготовку по общеразвивающей программе дополнительного
образования «Адаптация детей 6-7 лет к условиям школьной жизни» и имеют
начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной
деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; владеют
умениями регулировать свое поведение и деятельность; выполнять учебную
деятельность в сотрудничестве с учителем.Лишь малый процент первоклассников
не посещали дошкольные учреждения.

Специфика кадров школы определяется довольно высоким уровнем
профессионализма, инновационным потенциалом, ориентацией на успех в
профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Все
педагоги прошли курсовую подготовку по обновленным ФГОС в ХК ИРО,
приняли участие в краевых, городских семинарах и конференциях по внедрению
ФГОС второго поколения, владеют современными образовательными
технологиями.
Основная образовательная программа начального общего образования
обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ СОШ №
32 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в
области образования, изложенными в Федеральном Законе «Об образовании в
РоссийскойФедерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ. А именно:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость
дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание
взаимоуважения,
трудолюбия,
гражданственности,
патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рациональногоприродопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций
народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы
образования Российской Федерации с системами образования других государств
на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и
потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека,
свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора
форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей
образовательную деятельность, направленности образования в пределах,
предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим
работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в
соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к
уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных учреждений, академические права и
свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные
настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная
отчетность образовательныхорганизаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение
прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении
образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере
образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений
в сфере образования.
ООП НОО позволяет создать целостную информационно-образовательную
среду для уровня начального общего образования, сконструированную на основе

единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных
требованиям ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать
на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебновоспитательной деятельности должна обеспечиваться информационнообразовательной средой, системой информационно- образовательных ресурсов и
инструментов,
обеспечивающих
условия
для
реализации
основной
образовательной программы образовательного учреждения».
Образовательная программа учитывает специфику начальной школы –
особый этапв жизни ребенка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка;
– с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости
игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по
содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении,
познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребенком новой социальной роли
обучающегося,выражающейся в формировании внутренней позиции школьника,
определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и
познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения обучаться и способности
к организации своей деятельности: принимать, формулировать цели и следовать
им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку; взаимодействовать с педагогическим работником и
сверстниками в учебной деятельности
- с изменением самооценки ребенка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности.
Учитываются возрастные особенности, характерные для младшего
школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
- центральные психологические новообразования, формируемые на
данном уровне образования: словесно-логическое мышление, произвольная
смысловая память,произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия
содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать
во внутреннем плане, знаково- символическое мышление, осуществляемое как
моделирование существенных связей и отношений объектов;
- развитие
целенаправленной
и
мотивированной
активности
обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой
которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и
социальных мотивов и личностного смысла учения.
Таким образом, ООП НОО строится с учётом психологических
особенностей обучающегося младшего школьного возраста. Наиболее
адаптивным сроком обучения в начальной школе, установленным в РФ, является
4 года. Общее число учебных часов составляет не менее 2954 ч и более 3190 ч.
Соблюдение этих требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать
обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на
здоровье.
ООП НОО учитывает существующий разброс в темпах и направлениях
развития обучающихся, индивидуальные различия в их познавательной
деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д.,
связанные
с
возрастными,
психологическими
и
физиологическими
индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Основной задачей реализации ФОП НОО является достижение каждым
обучающимся планируемых результатов по достижению выпускником начальной
общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП НОО
Планируемые результаты освоения ООП НОО соответствуют
современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС
НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений
обучающегося.
1. Личностные результаты освоения ООП НОО достигаются в единстве

учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.;
2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий,
которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также
становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате
освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся
овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными
знаковосимволическими средствами, которые помогаютобучающимся применять
знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.);
ООП НОО МОУ СОШ № 32 представляет собой единую систему
взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным
звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности учреждения,
осуществляющегообразовательную деятельность.
Основная образовательная программа состоит из следующих разделов:
целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации программы начального общего образования, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися программы
начальногообщего образования;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения
программыначального общего образования
Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов:
– рабочие программы учебных предметов;
– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
– рабочую программу воспитания
Организационный раздел программы начального общего образования
определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также

организационные механизмы и условия реализации программы начального
общего образования и включает:
– учебный план;
– федеральный план внеурочной деятельности;
– федеральный календарный учебный график;
– федеральный календарный план воспитательной работы, содержащий
перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые
организуются и проводятся образовательной организацией или в которых
образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».