Основная образовательная программа среднего общего образования (далее – Программа) разработана на основе ФГОС СОО, утвержденного приказом Приказом Минпросвещения РФ от 12.08.2022 г. № 732, с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего образования (утверждена приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 г. № 371). Содержание и планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП СОО. При разработке ООП СОО в МОУ СОШ №32 предусмотрено непосредственное применение при реализации обязательной части ООП СОО федеральных рабочих программ. Структура Программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности), по несовершеннолетних выбору родителей обучающихся из (законных представителей) перечня, предлагаемого МОУ документом, регламентирующим СОШ № 32. Программа является основным образовательный процесс на уровне СОО в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 1.1.1. Цели реализации Программы Цели реализации Программы: - формирование российской гражданской идентичности обучающихся; - воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления; - преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; - организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС СОО; - формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования; - подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности; - организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке. Достижение поставленных целей реализации Программы предусматривает решение следующих основных задач: - формирование эстетического вкуса у обучающихся и здорового образа нравственных жизни, убеждений, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению; - обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, потребностями семейными, и общественными, возможностями обучающегося, государственными индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования; - достижение планируемых результатов Программы всеми обучающимися, в т.ч. обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ); - обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования; - выявление и развитие способностей обучающихся, в т. ч. проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности; - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; - организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; - создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. 1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации Программы Программа сформирована с учетом следующих подходов и принципов: - системно-деятельностный подход: предполагает ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося МОУ СОШ №32 на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - принцип учёта ФГОС СОО: Программа базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне среднего общего образования; - принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации Программа характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности; - принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: Программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль); - принцип индивидуализации обучения: Программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося; - принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов; - принцип интеграции обучения и воспитания: Программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы; - принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29.01.2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 01.03.2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 01.01.2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования). Механизмы реализации Программы Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 2170 часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими и нормативами Санитарно-эпидемиологическими требованиями. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся в МОУ СОШ №32 возможна организация способа обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, а также могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения в пределах осваиваемой программы СОО в порядке, установленном локальными нормативными актами.