УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по обновленному стандарту в соответствии с ФООП на 2024 - 2025 учебный год 1 I .Пояснительная записка к учебному плану на 2024-2025 года Учебный план начального общего образования Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МОУ СОШ № 32. II. Нормативно-правовая база Учебный план для обучающихся 1– 4 классов на 2024 – 2025 учебный год является частью образовательной программы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 составлен на основе следующих документов: - Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» с учетом изменений от 03.08.2018г. № 317-ФЗ, внесенных в статьи 11 и 14 ФЗ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021г. №03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2023/24 учебном году», - Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-11303 «О направлении методических рекомендаций», - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г. №115; - Приказа Министерства просвещения РФ «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 28.12.2018 г. № 345; 2 - Письма Минобрнауки России от 08.10.2010 г. № ИК- 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»; - Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28; - Устава МОУ СОШ №32; - Приказами общеобразовательного учреждения. Обучение организуется по учебно-методическим комплексам, вошедшим в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки. Российской Федерации. Язык обучения в школе – русский, иностранный язык – английский. Основные задачи реализации содержания предметных областей учебного плана. Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: – формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; – готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; – формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; – личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение» Включает в себя учебный предметы «Русский язык», который представлен в объеме 5 часов в неделю и «Литературное чтение» в объеме 4 часов в неделю в 1-4 классах. 2. «Математика и информатика» Включает в себя учебный предмет «Математика», который представлен в объеме 4 часа в неделю в 1–4-х классах. Изучение информатики в 1–х классах осуществляется в рамках других учебных предметов. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических модулей в программы учебных предметов «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир». 3. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» Включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», который представлен в объеме 2 часа в неделю в 1-4-х классах. Программа учебного предмета «Окружающий мир» в 1–4-х классах включает тематический модуль «Информационные технологии в современном мире», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, модуль «Финансовая грамотность» 4. «Искусство» Включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка». 3 Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме 1 час в неделю в 1–4-х классах. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1–4-х классах включает тематический модуль «Работа в графическом редакторе Paint», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. Учебный предмет «Музыка» представлен в объеме 1 час в неделю в 1-4-х классах. 5. «Технология» Включает в себя учебный предмет «Труд (технология)», который представлен в объеме 1 час в неделю в 1–4-х классах. Программа учебного предмета «Труд (технология)» в 1–4-х классах включает тематический модуль «Учебный проект средствами PowerPoint», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи ФЗ от 24.09.22 №371-ФЗ реализации учебного предмета предусматривает непосредственное применение федеральной учебной программы учебного предмета «Труд (технология)». Количество предметов указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №372 с учетом изменений, внесенных приказом от 19.03.2024 №171 6. «Физическая культура» Включает в себя учебный предмет «Физическая культура», который представлен в объеме 2 часа в неделю в 1-4-х классах. 7. «Основы религиозных культур и светской этики» Включает в себя учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который представлен в объеме 1 час в неделю в 4-м классе. На основании решения родителей (законных представителей) обучающиеся будут изучать модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры». На основании приказа Минобрнауки России от 28.12.2018 года № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», программно-методическое обеспечение в 1-4-х классах МОУ СОШ № 32 в 2024-2025 учебном году образовательный стандарт НОО реализуется в 1-4 ых классах ОП «Школа России». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: курс «Наглядная геометрия», 1-3-й класс (1 час в неделю), – целью курса является создание условий для формирования высокого уровня математической грамотности учащихся, для ознакомления с основами конструкторско-практической деятельности и формирование элементов конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков у учащихся. III. Учебный план. Общие положения Учебный год в Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 начинается 02.09.2025 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: 4 для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 ч и более 3345 ч в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. для создания условий реализации индивидуальных потребностей обучающихся 1–х классов организуются работа группы продленного дня. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовано 2-х разовое питание и прогулки на свежем воздухе. Перемены по 10-20 минут. Начало занятий 1 смены в 8 часов. В первую смену обучаются 1А, 1Б, 1В классы. Для создания условий успешной адаптации первоклассников в школе в первой половине сентября ведется метапредметный курс «Введение в школьную жизнь» в объеме 40 часов. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. На уровне обучения в начальной школе имеются 13 общеобразовательных классов, обучающихся по УМК «Школа России» (1а,б,в; 2а,б,в; 3а,б,в,г; 4а,б,в). Выбор этих систем учебников МОУ СОШ № 32 обуславливается: традициями, сложившимися в учреждении (обучение очень продолжительное время ведется по двум УМК); кадровым обеспечением (у учителей имеются сертификаты о прохождении курсовой подготовке по внедрению новых стандартов средствами указанных систем учебников); социальным заказом со стороны родителей. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет 5 состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 языком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметов английский язык осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит один раз в четверть, на предпоследней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов подразделяется на текущую, четвертную и годовую, в 1 классе годовая. Годовая сопровождается контрольными мероприятиями в форме: Класс Учебный предмет Форма промежуточной аттестации 1-й Русский язык Контрольный диктант 1-й Литературное чтение Таблицы отслеживания динамики учебных достижений обучающихся, проверка техники чтения 1-й Математика Итоговая контрольная работа 1-й Окружающий мир Листы индивидуальных достижений 1-й Музыка Тестирование 1-й Изобразительное искусство Выполнение рисунков 1-й Труд (технология) Выполнение работ 6 1-й Физическая культура Тестирование 2–3-е Русский язык Контрольный диктант с грамматическим заданием 2–3-е Литературное чтение Тестирование, техника чтения 2–3-е Иностранный язык Контрольная работа 2–3-е Математика Контрольная работа 2–3-е Окружающий мир Контрольная работа 2–3-е Музыка Тестирование 2–3-е Изобразительное искусство Выполнение рисунков 2–3-е Труд (технология) Выполнение работ 2–3-е Физическая культура Тестирование 4-й Русский язык Контрольный диктант с грамматическим заданием 4-й Литературное чтение Тестирование, техника чтения 4-й Иностранный язык:английский язык Контрольная работа 4-й Математика Контрольная работа 4-й Окружающий мир Контрольная работа 4-й Основы религиозных культур и светской этики (4-й класс) Тестирование 4-й Музыка Тестирование 4-й Изобразительное искусство Выполнение рисунков 4-й Труд (технология) Выполнение работ 4-й Физическая культура Тестирование IV. Учебный план ВД. Общие положения 1. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего образования 7 понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое направление, проектная деятельность, гражданско-патриотическое, общественно-полезное и духовнонравственное направления) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. Обучающимся предоставляется возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся. Требование обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности недопустимо. 3. Администрация МОУ СОШ №32 знакомит всех участников образовательных отношений с образовательной программой МОУ СОШ №32, в том числе учебным планом и планом внеурочной деятельности. 4. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования определяет МОУ СОШ №32. Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. 5. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. 6. При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы. 7. При разработке и утверждении режима внеурочной деятельности учитываются требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 8. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 30-35 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 30 минут. 9. Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования 2. Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданскопатриотического, спортивно-оздоровительного, научно-познавательного, художественно-эстетического направления, проектной деятельности. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. 8 При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками школы были разработаны следующие направления программы внеурочной деятельности: • • • • • • • Спортивно – оздоровительное Проектно-исследовательская Коммуникативная Художественно – эстетическое Информационная культура Интеллектуальный марафон «Учение с увлечением» Формы работы внеурочной деятельности по направлениям п/п 1 2 3 4 5 Вид направления Спортивно- оздоровительное Проектная деятельность Коммуникативна я деятельность Художественно-эстетическое Информационная культура Форма работы • Работа спортивных кружков. • Проведение бесед по охране здоровья. • Участие в районных и школьных спортивных соревнованиях. Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.Разработка проектов к урокам. Беседы; Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры -драматизации); Рассказы педагога и детей; Чтение художественных произведений; Упражнения подражательно - исполнительского итворческого характера; Сочинение историй; Наблюдения; Рассматривание рисунков и фотографий; Дискуссии; Исследованя; Коллективные творческие дела;Тренинги общения • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города. Круглый стол, игра, Виртуальные выставки, Практикумы, Беседы. Самостоятельный поиск литературы, составлениесписка литературы по интересующей теме с использованием системы каталогов и картотек. 9 Интеллектуальные марафоны 6 (математическая грамотность) (читательская грамотность) 7 1 «Учение в увлечением» Дидактические игры Развивающие задания и упражненияРешение логических задач Составление математических рассказов, задачРабота со словарями и справочниками Извлечение информации из текста Создание общего понимания текста Понимание информации, сообщенной в тексте, ееперевод на язык читателя (интерпретация) Размышление о содержании текстового сообщенияи его оценка Размышление о форме текстового сообщения и ееоценка устанавливать причинно-следственные связи; Преобладание практикоориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной) V. Направления ВД. 1. Спортивно-оздоровительная деятельность Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; 3. развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья. 1. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Основные задачи: 10 1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному 2. изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех 3. сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества). 2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов. 5. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. 6. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, 7. обучение методике обработки полученных данных и результатов, составление 8. и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы. 9. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. 4. 3. 1. 2. 3. 4. Коммуникативная деятельность формирование у младших школьников навыков общения и культуры поведения учащихся в начальных классах. Основные задачи: повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации; формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь); освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения; обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим. Художественно-эстетическое предполагает развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: 1. формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; 2. становление активной жизненной позиции; 3. воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки. 4. Информационная культура - формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: Основные задачи: 1. -воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; 2. -совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; 3. -повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению 11 и сохранению истории и культуры родного края, России; 4. -развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, 5. 5. 6. обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; -формирование культуры поведения в информационной среде. Интеллектуальный марафон (математическая грамотность) предлагаемая деятельность предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Основными задачами являются: 1. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 2. развитие краткости речи; 3. умелое использование символики; 4. правильное применение математической терминологии; 5. умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; 6. умение делать доступные выводы и обобщения; 7. обосновывать свои мысли. Интеллектуальный марафон (функциональная грамотность) формирование читательской компетенции младшего школьника. Основными задачами являются: 1. формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; 2. находит и извлекает информацию из различных текстов; 3. применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; 4. обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; 5. воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; «Учение с увлечением» программа «Учение с увлечением» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии. Программа «Учение с увлечением» предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению предметов. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. 7. Основными задачами являются: расширять математические знания в области - учить правильно применять математическую терминологию; чисел; 12 - развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры; - развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности; - воспитание любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа. - углубление первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы; - формирование умений работы с текстом; - обучение чтению – рассматриванию; - формирование навыка и культуры чтения Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций. Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а также с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. В 1 - 4 классах устанавливается пятидневная учебная неделя. Продолжительность занятия внеурочной деятельности во 2 - 4 классах составляет 40 минут. В первом классе с целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки, в соответствии с СанПиН, обеспечивается организация адаптационного периода, продолжительность занятия для обучающихся 1 класса составляет 30 минут. С целью профилактики утомления, нарушения зрения и осанки обучающихся, на занятиях проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не осуществляется. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются следующие условия: столовая, спортивный зал, медицинский кабинет, кабинеты начальных классов, библиотека, кабинет информатики, стадион, игровая детская площадка, спортзал, актовый зал. Школа располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы. Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности: Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы: учителя – предметники, классные руководители, педагоги дополнительного 13 образования. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям «учитель», «педагог библиотекарь». Методическое обеспечение внеурочной деятельности методические пособия, дидактические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО Предметная область Учебный предмет Русский язык и литературное чтение Русский язык 1 Количество часов в неделю 2 3 4 Обязательная часть 5 5 всего 5 5 20 Литературное чтение Иностранный язык: английский язык Математика 4 4 4 4 16 0 2 2 2 6 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка 0 0 0 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Итого Физическая культура 2 2 2 2 8 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство 20 22 22 23 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Наглядная геометрия 1 1 1 0 Итого 1 1 1 0 ИТОГО недельная нагрузка 21 23 23 23 Количество учебных недель 33 34 34 34 Всего часов в год 693 782 782 782 87 3 3 90 135 3039 14 Учебный план 1 А, 1Б, 1В общеобразовательных классов реализующих УМК «Школа России» МОУ СОШ № 32 на 2024 – 2025 учебный год Предметные области Учебные предметы 1А «Школа России» 1Б «Школа России» 1В «Школа России» Русский язык Литературное чтение 5 4 5 4 5 4 Математика 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательных отношений Итого: 20 20 20 Наименование учебного курса Наглядная геометрия Итого 1 1 1 1 1 1 Максимальнодопустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной недели 21 21 21 № п/п Направление ВД 1 Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Спортивнооздоровительная деятельность 2 3 Проектноисследовательская деятельность Недельный план внеурочной деятельности Программа Форма организации Количество часов в неделю 1А 1Б 1В ВД «Школа России» «Школа России» «Школа России» 1 1 «Разговоры о важном» «Школа нравственности» Беседа, тематические классные часы Беседа, тематические классные часы 1 «Спортивный калейдоскоп» «Музыка и движение» «Я открываю знания» Спортивный клуб 1 1 1 Студия ритмики 1 1 1 Выполнение и защита мини-проектов, связанных с темой» Игра, КТД, проекты, соц.активность, волонтерское движение 1 1 1 «Орлята России» 1 115 4 5 6 7 8 Коммуникативная деятельность «Читательская грамотность» «Математическая грамотность» «Я – художник» Метапредметный кружок Метапредметный кружок ХудожественноТворческая эстетическая мастерская, выставки творческая детских работ деятельность «Мир театра» Кружок Информационная «Умники и Практические культура умницы» занятия Интеллектуальные «Геометрика» Кружок марафоны моделирования Учение с увлечением Занимательный Кружок, беседа с русский язык обсуждением, мозговой штурм, самостоятельная , Занимательная парная, групповая математика работа, практическая работа Недельный объем внеурочной деятельности Годовой объем внеурочной деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 330 10 330 10 330 Учебный план 2А, 2Б, 2В общеобразовательных классов реализующих УМК «Школа России» МОУ СОШ № 32 на 2024 – 2025 учебный год Предметные области Учебные предметы 2А «Школа России» 2Б «Школа России» 2В «Школа России» Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Технология Физическая культура Русский язык Литературное чтение 5 4 5 4 5 4 Иностранный язык: английский язык Математика 2 2 2 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Итого: Наименование учебного курса Наглядная геометрия Итого Максимальнодопустимая недельная нагрузка при 5дневной учебной недели 22 22 22 1 1 1 1 23 1 23 1 23 16 № п/п Направление ВД 1 Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Спортивнооздоровительная деятельность 2 3 4 5 6 7 8 Проектноисследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Художественноэстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны Учение с увлечением Недельный план внеурочной деятельности Программа Форма Количество часов в неделю 3А 3Б 3В организации ВД «Разговоры о важном» «Юный краевед» «Спортивный калейдоскоп» «Музыка и движение» «Орлята России» «Проектная деятельность: интерактивный читательский дневник» «Читательская грамотность» «Художественное творчество: хочу стать волшебником» «Тропинка в профессию» «Робототехника» «Юный исследователь» «Занимательный русский язык» «Занимательная математика» Беседа, тематические классные часы Кружок, беседа, тематические классные часы Спортивный клуб Студия ритмики Игра, КТД, проекты, соц.активность, волонтерское движение Выполнение и защита минипроектов, связанных с темой Метапредметный кружок Творческая мастерская, выставки детских работ Практические занятия Кружок моделирования Кружок, беседа с обсуждением, мозговой штурм, самостоятельная , парная, групповая работа, практическая работа Кружок, беседа с обсуждением, мозговой штурм, самостоятельная , парная, групповая работа, практическая работа Недельный объем внеурочной деятельности Годовой объем внеурочной деятельности «Школа России» «Школа России» «Школа России» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 340 10 340 10 340 17 Учебный план 3А, 3Б, 3В, 3Г общеобразовательных классов реализующих УМК «Школа России» МОУ СОШ № 32 на 2024 – 2025 учебный год Предметные области Учебные предметы 3А «Школа России» 3Б «Школа России» 3В «Школа России» 3Г «Школа России» 5 4 2 5 4 2 5 4 2 5 4 2 4 4 4 4 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 Обязательная часть Русский язык и Русский язык литературное чтение Литературное чтение Иностранный язык: Иностранный язык английский язык Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательных отношений Итого: 22 22 22 22 Наименование учебного курса Наглядная геометрия Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 23 23 23 23 Максимальнодопустимая недельная нагрузка при 5дневной учебной недели № п/п Направление ВД 1 Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Спортивнооздоровительная деятельность 2 3 Проектно- Недельный план внеурочной деятельности Программа Форма Количество часов в неделю 3А 3Б 3В 3Г организации ВД «Разговоры о важном» «Школа нравственности» «Спортивный калейдоскоп» «Музыка и движение» «Растем здоровыми и сильными» «Я открываю Беседа, тематические классные часы Беседа, тематические классные часы Спортивный клуб Студия ритмики Занятия по обучению плаванию Выполнение и «Школа России» «Школа России» «Школа России» «Школа России» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 18 1 1 исследовательская деятельность 4 5 6 7 8 знания» защита минипроектов, связанных с темой «Проектная Выполнение и деятельность: защита миниинтерактивный проектов, читательский связанных с дневник» темой «Малая Выполнение и академия» защита минипроектов, связанных с темой Коммуникативная «Читательская Метапредметный деятельность грамотность» кружок «Функциональная Метапредметный грамотность» кружок Художественно«Художественное Творческая эстетическая творчество: хочу мастерская, творческая стать выставки деятельность волшебником» детских работ Информационная «Умники и Практические культура умницы» занятия Интеллектуальные «Робототехника» Кружок марафоны моделирования Учение с «Юный Кружок, беседа с увлечением исследователь» обсуждением, мозговой штурм, самостоятельная, парная, групповая работа, практическая работа Недельный объем внеурочной деятельности Годовой объем внеурочной деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 340 10 340 1 1 10 340 10 340 Учебный план 4А, 4Б, 4В общеобразовательных классов реализующих УМК «Школа России» МОУ СОШ № 32 на 2024 – 2025 учебный год Предметные области Учебные предметы 4А «Школа России» 4Б «Школа России» 4В «Школа России» Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Искусство Русский язык Литературное чтение 5 4 5 4 5 4 Иностранный язык: английский язык Математика 2 2 2 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 Музыка Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 19 Технология Физическая культура Труд (технология) Физическая культура 1 2 1 2 1 2 Основы религиозных культур и светской этики Итого: Основы религиозных культур и светской этики 1 1 1 23 23 23 23 23 23 Максимальнодопустимая недельная нагрузка при 5дневной учебной недели № п/п Направление ВД 1 Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Спортивнооздоровительная деятельность Проектноисследовательская деятельность 2 3 Недельный план внеурочной деятельности Программа Форма Количество часов в неделю 4А 4Б 4В организации ВД «Разговоры о важном» «Юный эколог» «Спортивный калейдоскоп» «Проектная деятельность» «Я открываю знания» 4 5 6 7 8 Коммуникативная деятельность Художественноэстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны Учение с увлечением «Читательская грамотность» «Художественное творчество: хочу стать волшебником» «Умники и Умницы» «Робототехника» «Юный исследователь» «Занимательный русский язык» «Юный Пифагор» «Школа России» «Школа России» «Школа России» Беседа, тематические классные часы Кружок, беседа, тематические классные часы Спортивный клуб 1 1 1 1 1 1 Выполнение и защита проектов, связанных с темой Выполнение и защита проектов, связанных с темой 1 1 1 Метапредметный кружок Творческая мастерская, выставки детских работ Практические занятия Кружок моделирования 1 1 1 1 1 1 1 1 Кружок, беседа с обсуждением, мозговой штурм, самостоятельная, парная, групповая работа, практическая работа Недельный объем внеурочной деятельности Годовой объем внеурочной деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 340 10 340 10 340 20