Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 РАССМОТРЕНО на заседании центра «Словесность» Протокол № 4 от « 26 » мая 2021г. Руководитель центра: О.Ю.Саврасова СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР от « 27 » августа 2021 г. К.Ю.Фисенко УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 32 А.В.Кныш Приказ № 150 от « 1 » сентября 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и итоговому сочинению» для 10 – 11 классов на 2021 – 2022 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре 2021 г. Содержание. Планируемые результаты ....................................................................................................................................................................................... 3 Содержание учебного курса .................................................................................................................................................................................. 4 Календарно-тематическое планирование .............................................................................................................................................................. 6 10 класс ............................................................................................................................................................................................................... 6 11 класс ............................................................................................................................................................................................................... 7 Учебно-методическое обеспечение ....................................................................................................................................................................... 8 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и итоговому сочинению» составлена на основе следующих документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644); Примерная программа основного общего образования по русскому языку (М.: Просвещение, 2011. – Стандарты второго поколения); Авторская программа «Русский язык 10-11 классы» под ред. Гольцовой Н.Г., М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012г. «Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев», опубликованной в одноименном сборнике (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009). Предлагаемый курс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ и итоговому сочинению. В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П.Цыбулько, С.И.Львова, Н.В.Егоровой, Е.А.Влодавской, Н.А.Сениной. Спецкурс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Цель курса: развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст); помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям. 2 Задачи курса: обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе; обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования; совершенствовать навык анализа текстов различных стилей; развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь; совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней; совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре; повышать уровень грамотности учащихся; помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст; владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности. Планируемые результаты Личностные результаты 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство пол учения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 3 Предметные результаты 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание учебного курса Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ. Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум. Лексика и фразеология. Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ. Словообразование. Основные способы словообразования частей речи. Морфология. Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица. Грамматические нормы. 4 Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа). Орфография. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм. Синтаксис. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью. Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова. Анализ языковых средств выразительности. Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция. Подготовка к написанию сочинения (часть С). Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки. Пишем итоговое сочинение Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Теоретиколитературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Редактирование текста сочинения. 5 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 10 класс Тема Типология заданий ЕГЭ. Современные орфоэпические нормы Основные способы словообразования частей речи. Лексические нормы современного русского языка. Употребление синонимов и антонимов, паронимов, Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных Употребление числительных. Склонение сложных количественных числительных. Склонение составных порядковых числительных. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста. Правописание предлогов. Употребление предлогов. Правописание наречий. Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление. Образование форм повелительного наклонения глаголов. Образование форм деепричастий. Употребление некоторых форм глаголов, причастий и деепричастий. Образование форм местоимений. Употребление местоимений. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание гласных в приставках. Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов. Согласные в корнях, приставках, суффиксах. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Употребление ь и ъ. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 № п/п 28-34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Практическое занятие. 11 класс Тема Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Направления итогового сочинения Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением. Структура сочинения. Вступление и его виды (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Основная часть (его части). Структура аргументации. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Заключение (его связь с темой и вступлением) и его виды. Практическая работа (написание вступления, заключения по заданной теме) Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. Речевое оформление: грамматические, морфологические, синтаксические и речевые ошибки. Практическая работа. Редактирование готовых сочинений. Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. Согласование в числе сказуемого с подлежащим. Знаки препинания между однородными членами. Согласование в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обособлении определений и приложений. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями. Классификация сложных предложений. Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение с разными видами связи Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению части С. Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте. Анализ языковых средств выразительности. Знакомство с критериями оценки части С. Структура сочинения на основе предложенного текста. Определение темы и проблематики текста. Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы. Кол-во часов 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 № п/п 29 30 31 32 33 34 Тема Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. Осмысление авторской позиции текста. Приёмы логического мышления. Аргумент. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок. Практическое занятие. Выполнение части С. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 Учебно-методическое обеспечение Литература для учителя Е.А. Влодавская. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. - М.: Экзамен, 2007. Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 1997. Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007. Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростовна-Дону., Легион. Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион. И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ. Русский язык. - М.: Дрофа. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо. Литература для учащихся Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен. Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион. Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо. Интернет-ресурсы www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ (все нормативные документы, форум) www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений (нормативные документы по ЕГЭ, демонстрационные версии КИМов по всем предметам) www.final.ron.rbcsoft.ru - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (нормативные документы) www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки (нормативные документы) www.edu.ru - Российское образование. Федеральный образовательный портал. (нормативные документы) 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)