Адаптированная рабочая программа (вид 7.2) по русскому языку 1-4 класс в соответствии с ФОП 2023г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Управление образования администрации
Г. Комсомольска- на- Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 32

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для обучающихся с ОВЗ (ЗПР 7.2) 1- 4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО
обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения
данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП по русскому языку детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития,
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка,
которые определены стандартом с учетом особенностей детей. В ней так же учитываются
основные идеи и положения программы развития и формирования УУД для начального
общего образования.
Данная образовательная программа разработана на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
№273-Ф3;
• Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012
- 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;
• Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г.
№1598);
• Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития;
• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН
2.4.2.328615,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г.
№26;
• нормативно-методической документации Министерства
образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в
области образования;
• Устава МОУ СОШ №32.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР —
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
посредством создания условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП
НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных
задач:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие личности обучающихся с ОВЗ (ЗПР) - нравственное,
эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое - в

соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
 достижение планируемых результатов освоения АООП НОО
обучающимися с ОВЗ (ЗПР) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
 обеспечение доступности получения начального общего образования;
 обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
 использование в образовательном процессе современных
образовательных технологий деятельностного типа;
 выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся
с ОВЗ (ЗПР), через организацию их общественно полезной
деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы,
организацию художественного творчества и др. с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
 участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды.
В основу АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предполагает учет
особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР), которые
проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования, и предоставление обучающимся возможности реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в МОУ СОШ№ 32 основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием
и строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ
(ЗПР) младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
существенное
повышение мотивации и интереса к

учению,
приобретению
нового
опыта
деятельности и поведения.
В основу АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) МОУ СОШ № 32
заложены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип
развивающей
направленности образовательного
процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в
основу структуры содержания образования положено не понятие
предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой
психического развития всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной
и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика АООП НОО обучающихся с ОВЗ
(с задержкой психического развития)
АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
представляет
собой
общеобразовательную программу, адаптированную для обучения
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) обеспечивает коррекционную
направленность всего образовательного процесса при его особой
организации:
пролонгированные
сроки
обучения,
проведение
индивидуальных и групповых
коррекционных
занятий,
особое
структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к

формированию социальной компетенции.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит требования к:
- структуре АООП НОО,
- условиям ее реализации,
- результатам освоения.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит:
пояснительную записку;
планируемые
результаты
освоения обучающимися с ОВЗ
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования;
систему оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения АООП НОО;
программу формирования универсальных учебных действий;
программу учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного развития и воспитания;
программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности;
учебный план;
систему условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования.
В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность
перехода обучающегося с одного варианта программы на другой
(основанием для этого является заключение ПМПК). Перевод
обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП НОО на другой
осуществляется на основании комплексной оценки личностных,
метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с
согласия родителей (законных представителей).
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный
предмет в структуре АООП НОО ОВЗ не должна служить препятствием
для выбора или продолжения освоения АООП НОО для обучающихся с
ЗПР, поскольку у данной категории обучающихся можетбыть
специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков
(дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения
внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной
сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При
возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания
АООП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы
коррекционной работы соответствующим направлением работы.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные
результаты освоения АООП НОО ОВЗ сохраняется в его традиционном
виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.
чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП
НОО ОВЗ обучающихся с ЗПР делается на основании положительной
индивидуальной динамики.

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента еѐ образования, по усмотрению
их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО ОВЗ
в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющие
недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий. Категория
обучающихся с ЗПР – неоднородная по составу группа школьников.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая
и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы,
конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная
депривация.
Подобное
разнообразие
этиологических
факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с
ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении
учебных
программ,
обусловленные
недостаточными
познавательными способностями, специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся
отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия
и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик
– от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с
выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и
аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных
при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего образования в систематической и комплексной (психологомедико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у
обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих

образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных
тяжестью нарушения психического развития и неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с
образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего
образования обучающихся с ЗПР соотносится с дифференциацией этой
категории обучающихся в соответствии с характером и структурой
нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и
рекомендации варианта образовательной программы возлагается на
ПМПК.
АООП НОО ОВЗ адресована обучающимся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы,
отставание может проявляться в целом или локально в отдельных
функциях
(замедленный
темп
либо
неравномерное
становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той
или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную
адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая,
зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся
с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения
психического развития, определяют особую логику построения учебного
процесса и находят своѐ отражение в структуре и содержании
образования.
Наряду с этим современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся
с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования
сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- получение начального общего образования в условиях
образовательных организаций общего или специального типа,
адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
- обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и
в процессе индивидуальной работы;
-психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
-психологическое сопровождение, направленное на

установление взаимодействия семьи и образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ
(вариант7.2), характерны следующие специфические образовательные
потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- увеличение сроков освоения АООП НОО ОВЗ до 5 лет;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в
процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого,
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением
учебно-познавательной
деятельности
обучающегося,
продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и
умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и
одобряемых обществом норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности,
побуждение интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности
и поведения;
- комплексное
сопровождение,
включающее
специальную
психокоррекционную помощь, направленную на компенсацию дефицитов
эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на
формирование
способности
к
самостоятельной
организации
собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов
конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи,
со сверстниками и взрослыми), формирование навыков социально
одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательного
учреждения
(организация
сотрудничества
с
родителями,
активизация ресурсов семьи для формирования социально активной
позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Только удовлетворяя особые образовательные потребности
обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению
качественного образования.
Педагогическим коллективом
МОУ СОШ №3 2
создана
комфортная коррекционно-развивающая среда и жизненное пространство
для разнообразной и разносторонней деятельности учащихся, что
способствует обеспечению комплекса условий психолого-медикопедагогического
сопровождения
индивидуального
развития
обучающихся с ЗПР в соответствии с его индивидуальными
потребностями и возможностями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различныхтекстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета
во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальнаяграмотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно
важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными
результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю
в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС

Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над
значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ
слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова,
подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных
звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица.
Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика[2]
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской
графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков.
Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым,
аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела
между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность
правильного списывания текста.
Орфография и пунктуация[3]
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение
гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах
собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам слов без стечения
согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуацииобщения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение вслове. Гласные
ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и
глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и].
Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые
случаи, без стечения согласных).

Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости
согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме
мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак
как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность.
Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета
(ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово,
предложение
(наблюдение над
сходством
и
различием).
Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление
деформированных
предложений.
Составление
предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: вименах и
фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении подударением),
ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки.
Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи
(ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации
устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов,
прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,

прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.

2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства
России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и],
твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие
согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение
изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки. Парные
и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑
безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑
глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в
середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в
начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац
(красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решенияпрактических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.
Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах
корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью

окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное
(ознакомление):
общее
значение,
вопросы(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «чтосделать?»
и другие), употребление в речи.
Имя
прилагательное
(ознакомление):
общее
значение,
вопросы(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённыепредлоги:
в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения
(логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные
и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и
фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос
слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после
шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания
чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль припроверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные
звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическомсловаре
учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения
для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос,
для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение

диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой
работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли.
Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным
текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с
соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на
вопросы.

3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный);
согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный
(непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия
использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение
изученного).

Соотношение
звукового
и
буквенного
состава
в
словах
сраздели
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова;
признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах

корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение
изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка,
суффикс ‑ значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в
словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён
существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в
речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в
тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма
глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по
временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)вопросов
связи между словами в предложении. Главные члены предложения
- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деленияна виды).
Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но ибез
союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)написания
слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак; непроизносимые
согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные
гласные в падежных окончаниях имён существительных (на
уровне наблюдения);

безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (науровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие:
формулировать и аргументировать собственное
мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при
проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки
текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану.
Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а,
но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.

4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения
звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием вречи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя
существительное.
Склонение
имён
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во
множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, ий); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение изученного).
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1­го и
3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз;
союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не,
её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение
изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения)написания
слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном числе, а
также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки
препинания
в предложениях
с однородными
членами,соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста илиосновной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный
устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное
чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое
прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в
рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот
раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается
параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не
предусмотрены
[4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса,
поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов

освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданскопатриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;


неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и
психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования
у обучающегося
будут
сформированы
познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение
и другое); устанавливать аналогииязыковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее




целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать
и формулировать
суждения,
выражать
эмоции всоответ
 проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику,
соблюдатьправила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить
речевое высказывание
в соответствии
с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие
публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного
задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как

части регулятивных универсальных учебныхдействий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1
КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
 различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
 вычленять звуки из слова;
 различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах
согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
 различать ударные и безударные гласные звуки;
 различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в
слове);
 различать понятия «звук» и «буква»;
 определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи:
слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь


















в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого
списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и
строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный
и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах
собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по
слогам (простые случаи: слова изслогов типа «согласный + гласный»); гласные
после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу,
щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из
3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не
расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением
интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце
предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на
основе наблюдений;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный
(непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе
слова со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе
с учётом функций букв е, ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в
середине слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;























выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их
значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и
другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
определять
вид предложения
по цели
высказывания
и
поэмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученныеправила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетаниячк, чн,
чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная
буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях; раздельное написание предлогов с именами
существительными, разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения,
тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями
учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно
и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь
по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30- 45 слов с
опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач.

3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
 объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
 характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам;
 производить звуко­буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без























транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с
непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния
термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы
и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые
случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки
имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе
имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки
имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном
числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы
«что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки
глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол
по временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданныхповторов в
тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак;
мягкий знак после
шипящих




на конце имён существительных;
не с
глаголами;раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётомизученных
правил правописания;















находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной)
информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать
небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие
приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием
норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевыхслов или
предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректироватьтекст;
писать подробное
изложение
по заданному,
коллективно
илисамостоятельно составленному плану;
объяснять
своими
словами
значение
изученных
понятий,использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:













осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно­нравственных
ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной
схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род,























число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного
как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной
форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в единственном числе);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в
речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять
простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные
падежные окончания
имён
существительных
(кроме
существительных на -мя, - ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без
союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;











строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные
открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать
текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);







писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в
тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из
числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный
перечень.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».