Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 32 (далее
ООП НОО МОУ СОШ № 32) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования к структуре основной
образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286), на основе Федеральной образовательной программы начального общего образования, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
Основная образовательная программа начального общего образования построена с учётом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации. При подготовке программы учитывались статус младшего школьника, его типологические психологические особенности и возможности, что гарантирует создание комфортных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Образовательная программа начального общего образования определяет содержание образования. Разработка ООП НОО осуществлена МОУ СОШ № 32 самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Нормативной основой для формирования Образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 являются документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286);
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
- Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296
«Об организации внеурочной
деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего
образования;
Образовательная программа МОУ СОШ № 32 представляет собой нормативно- управленческий документ, характеризующий специфику учреждения данного вида. Программа спроектирована как совокупность взаимосвязанных модулей, отвечающая особенностям содержания и организации учебно-воспитательного процесса на уровне начального общего образования с учетом особенностей и традиций школы, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих качеств личности.
Образовательная программа определяет:
- цели и приоритетные направления образования Школы;
- конкретные задачи на определенном этапе деятельности Школы;
- набор обязательных учебных программ, соответствующих ФГОС;
- набор программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей общеразвивающим программам;
- описание системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Образовательная программа
является документом стратегического характер и рассчитана на 4 года. Тактические цели,
задачи программы реализованы в Учебном плане
Школы, который корректируется ежегодно в соответствии с возможными
изменениями в нормативно-правовых документах , концептуальными документами и
т.п.
Целями реализации программы начального общего образования МОУ СОШ № 32 являются:
• Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина РФ, достигшего возраста 6,5— 7 лет, на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
• Организация
образовательного процесса с
учётом целей, содержания
и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.
• Создание условий для свободного развития каждого
младшего школьника с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации.
• Отражение в программе
начального общего образования деятельности педагогического
коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся или для детей социальных
групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогов.
• Возможность для коллектива МОУ СОШ № 32 проявить своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности,
активно участвовать в создании и утверждении
традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие
личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
— достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в
том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с
ОВЗ);
— обеспечение доступности получения
качественного начального общего образования;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
— использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
— предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района,
города).
Программа начального общего образования МОУ СОШ № 32 учитывает
следующие принципы её формирования:
Принцип учёта языка обучения:
программа характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов
РФ и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах,
а также планах внеурочной деятельности.
Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: программа обеспечивает конструирование образовательного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль).
Принцип индивидуализации обучения:
программа предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных представителей) обучающегося.
Принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний,
умений и способов
деятельности между этапами
начального образования, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы
между их обучением
и развитием на начальном и основном этапах школьного
обучения
Принцип интеграции обучения и
воспитания: программа предусматривает связь урочной
и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения
к действительности.
Принцип здоровьесбережения: при
организации образовательной деятельности по программе начального общего образования не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью
обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной
нагрузки, организация всех учебных и внеучебных мероприятий соответствуют требованиям действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В программе
определяются основные механизмы её реализации, наиболее
целесообразные с учётом традиций коллектива МОУ СОШ № 32, потенциала педагогических кадров и контингента обучающихся. Среди механизмов, которые
используются в начальной
школе, следует отметить:
организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных
курсов, факультативов, различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные марафоны
и т.п.).